Основы технологии выдачи кредита и организации работы кредитного подразделения банка

Следует также выяснить: долю клиента на рынке; ценовую политику клиента; устойчивость спроса на его продукцию (услуги); экономическое состояние отрасли (подотрасли) заявителя; динамику его развития в отрасли (подотрасли); экономические перспективы региона, в котором работает клиент.

Кроме того, необходимо оценить качество управления и деловых связей потенциального заемщика, а именно: опыт и компетентность руководства; качество персонала; опыт рыночной деятельности организации; наличие у нее прочных деловых связей; качество кооперационных связей.

Шаг 4. Анализ кредитуемой операции. Здесь необходимо показать экономическую обоснованность операции и ее технико-экономическую осуществимость.

Шаг 5. Анализ обеспеченности испрашиваемого кредита состоит в стоимостной оценке предлагаемого обеспечения, в оценке его ликвидности и юридической чистоты.

Шаги 6 и 7. Анализ кредитоспособности, т.е. оценка возможности и желания потенциального заемщика вовремя и с причитающимися процентами вернуть кредит, и на этой основе —расчет конкретного лимита кредитных рисков на данного заявителя, а также установление кредитного рейтинга заявителя. Эту работу каждый банк проводит по методикам, адаптированным к его особенностям.
Разрешение кредита.

При положительном результате анализа кредитной заявки вопрос о предоставлении кредита (особенно крупного или нестандартного по каким-либо иным параметрам) может быть вынесен на заседание кредитного комитет банка. В этом случае кредитному комитету необходимо представить пакет документов, в который, как правило, включают: заявку; кредитный меморандум (подробная справка о заявителе и параметрах испрашиваемого кредита); справку о возможных условиях предоставления кредита; другие документы, подтверждающие содержание меморандума.

Если кредитный комитет решил вопрос положительно, то банк извещает (как правило, в письменной форме) потенциального заемщика о принятом решении и условиях предоставления кредита.

Далее начинается этап подготовки кредитной документации, в ходе которого банк совместно с фактическим уже заемщиком готовит: кредитный договор; срочное обязательство (распоряжение заемщика о своевременном списании средств в пользу банка-кредитора со ссудного счета, открываемого ему в банке), а при необходимости также договор залога, договор о переуступке прав, договор о блокированном счете, договор поручительства, др.

При подписании договоров банку и заемщику необходимо соблюдать обычные в таких случаях правила и меры предосторожности.

Дополнительно банк истребует от заемщика:

1) справку из налогового органа об уведомлении данного органа о намерении налогоплательщика открыть ссудный счет;

2) справку об уведомлении Пенсионного фонда о том же;

3) другие документы в соответствии с согласованными (документально зафиксированными) условиями предоставления кредита.

Кредитная документация — это составляемые клиентом и банком документы, имеющие, как правило, правовой статус, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения кредита. К таким документам относятся:

1) представляемые клиентом кредитная заявка, ТЭО кредита, заявление на получение кредита (оформляется после того, как банк принял принципиальное решение выдать кредит данному клиенту), срочное обязательство, другие документы (договор залога, поручительства, другие договоры, иные документы);

2) составляемые сторонами совместно кредитный договор, другие договоры (если они необходимы);

3) составляемые банком заключение на кредитную заявку клиента (составляется кредитным работником, изучившим просьбу заявителя), ведомость выполнения клиентом условий кредитного договора и другие документы.

В кредитной работе необходимо использовать и служебную документацию — аналитические записки, справки (например, фиксирующие итоги проверок клиентов на местах), составляемые кредитными работниками и сотрудниками других подразделений, участвующими в кредитном процессе.

Вся относящаяся к данному заемщику кредитная и служебная документация должна накапливаться в его кредитном деле (кредитном досье), что позволит банку в дальнейшем правильно строить свои отношения с этим клиентом.

Организационное обеспечение кредитного процесса.

Организация кредитного процесса предполагает четкое функциональное разграничение обязанностей между сотрудниками кредитного подразделениями, а также между руководством банка, кредитным и другими подразделениями, участие которых в данном процессе необходимо (планово-экономические, бухгалтерские, кассовые, юридические и другие службы).

Само кредитное подразделение может быть организовано в различных вариантах. Простейший и стандартный для большинства современных российских небольших банков вариант — когда имеется только кредитный отдел, сотрудники которого непосредственно работают с претендентами на кредит и заемщиками, в необходимых случаях обращаясь в бухгалтерию и к юристу. При этом функцию кредитного комитета (разрешение кредита) обычно выполняет правление банка, а подчас даже отдельные его члены (например, председатель правления и заместитель, имеющий право второй подписи). Все остальные составные части кредитного процесса в таком случае либо вовсе отсутствуют, либо выполняются кредитными ра-ботниками «по совместительству».

Развитый вариант организации кредитного процесса (который, однако, не может быть сведен к какой-то единой, универсальной схеме) предполагает, что помимо собственно кредитного отдела в банке действуют также:

• полноценный, представительный кредитный комитет;

• комитет управления кредитными рисками;

• отдел кредитной политики (его функции могут быть возложены на комитет управления кредитными рисками);

• отдел кредитного анализа.

Кроме того, необходимо получать маркетинговую информацию с рынка кредитов. Желательно, чтобы это делалось на профессиональной основе.

Следовательно, банку нужна своя маркетинговая служба. Организационно она может быть отдельным подразделением, но может входить и в состав кредитного подразделения.

Некоторые банки создают у себя отдел кредитной документации (в основном с контрольными функциями), чаще всего в составе юридической службы. Но наличие такого отдела не представляется безусловно необходимым.

В реальных условиях отечественной деловой среды крайне желательным участником кредитного процесса со стороны банка стала служба экономической безопасности.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я