Внесение средств в ФОР

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Но любые нормы резервов отрицательно влияют на рентабельность банков, которые вынуждены «замораживать».часть своих пассивов или активов. Резервные требования в определенном смысле можно рассматривать как своеобразный налог на банки (уменьшение средней величины процента, приносимого банковскими активами), который либо прямо взимается с банка и его участников, либо перекладывается на его клиентов посредством уменьшения депозитных ставок и увеличения ставок кредитных. Одним из результатов применения «резервного налога» может быть нарушение процесса аккумулирования средств в банках, поскольку ресурсы направляются мимо них в другие кредитные организации.

В 1980-е гг. центральные банки западных стран отказались от использования упомянутых выше количественных ограничений. В ФРГ подобные ограничения вообще не практиковались. Лишь на короткие промежутки времени кредитные ограничения вводились в США (1980 г.) и Великобритании (до 1971 г.). По мнению западных экономистов, данный метод служит эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению объемов банковского кредитования центральные банки прибегают обычно в периоды усиления инфляции или кризисов платежных балансов. Теперь такие ограничения применяются главным образом в среднеразвитых капиталистических странах и в развивающихся странах.

В большинстве стран обязательные и добровольные (рабочие) резервы банков хранятся в центральном банке на одном и том же беспроцентном текущем счете («основной корреспондентский счет» или «резервный счет»), который представляет собой разновидность депозитного счета до востребования и по существу выполняет те же функции, что и обычный текущий счет, но с учетом специфики банка. На счете хранятся собственные капиталы банков: уставный, резервный, страховой и др.

В дни, когда центральный банк регулирует такие счета, банки обязаны иметь на них необходимые обязательные резервы. В периоды между днями регулирования банки вправе использовать остатки средств на указанных счетах для проведения своих кредитных и иных активных операций. В некоторых случаях в определенные дни банки должны поддерживать на данных своих счетах сверх обязательных еще и дополнительные, избыточные резервы.

Все больше стран отказывается от раздельного хранения в центральных банках на отдельных счетах обязательных и добровольных резервов коммерческих банков, разрешая последним временно использовать средства ФОРов. Так, в Италии до 1990 г. обязательные резервы банков на счетах в Банке Италии не могли быть использованы, но в дальнейшем им разрешили временно использовать до 8% указанных средств при условии соблюдения в среднем за месяц установленных нормативов резервных требований.

Поддержание средств в необходимых размерах на счетах в центральных банках — непростая задача. Во-первых, размер остатков средств на этих счетах постоянно колеблется в связи с необходимыми переводами денег в качестве платежей. Во-вторых, объемы средств на вкладных (депозитных) счетах в самих банках непрерывно меняются, в результате даже при неизменной величине норматива, резервов их абсолютные суммы должны систематически корректироваться. В-третьих, банки стремятся свести к минимуму свои резервы, являющиеся бездоходными активами, и прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы. В-четвертых, у банков с филиальной сетью возникают дополнительные трудности с оперативной обработкой информации и принятием решений для управления резервами.

В этой связи многие центральные банки применяют схему резервирования, которая предусматривает размещение у них коммерческими банками депозитов определенного размера в среднем за период; схема характерна для Австрии, Испании, США, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии. Отсутствует процедура усреднения в Италии. В Великобритании усреднение показателей не применяется с 1981 г.

Расчетный период и период выполнения (соблюдения, поддержания) банками обязательств по резервам перед центральным банком в разных странах неодинаковы.

В 1998 г. ФРС США провела реформу, основная цель которой состояла в отказе от использования механизма так называемого одновременного формирования резервных требований.

В настоящее время центральный банк любой страны, использующий обязательное резервирование, в абсолютном большинстве случаев ограничивается изменением либо нормативов резервов, либо (значительно реже) структуры резервируемых обязательств банков. Применявшаяся в США схема резервирования, построенная на принципе одновременности выполнения резервных требований, долгое время рассматривалась мировой банковской общественностью как образец.

Основная идея одновременного обязательного резервирования (использовалась в США в 1984—1998 гг.) заключалась в следующем. Размер требований каждая кредитная (депозитная) организация рассчитывала на двухнедельной основе исходя из данных ежедневных балансов об остатках привлеченных средств. Период расчета требований начинался каждый второй вторник месяца и заканчивался спустя 14 дней в понедельник. Период выполнения требований начинался спустя два дня после начала периода расчета (в четверг) и также был равен двум неделям. Депозитные организации управляли своей резервной позицией на счете в окружном банке ФРС таким образом, чтобы по окончании периода выполнения средняя величина резервных средств на счете была не меньше той величины, которая была установлена в период расчета.

Применяемая в настоящее время так называемая запаздывающая система резервирования (в этом и состояла суть реформы) отличается от прежней фактически одним элементом — 30-дневным лагом (вместо прежнего двухдневного) между началом периода расчета и началом периода выполнения обязательств по резервам. В целом реформа не оказала существенного влияния ни на фактическое состояние обязательных резервов в США, ни на ликвидность американских банков.

Формирование обязательных резервов — очень сложный и трудоемкий процесс. Из-за этого некоторые центральные банки допускают возможность зачета (переноса) избытка или дефицита резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер.

Так, в США избыточные резервы до 2% резервных требований и требований по сальдо межбанковского клиринга за 14-дневный период поддержания могут переноситься на следующий 14-дневный период. Нехватка резервов в размере 2% может аналогичным образом переноситься на следующий срок с тем, чтобы она была восполнена дополнительными резервами в следующем периоде их поддержания. За нехватку резервов больше допустимого размера взимается пеня, равная учетной ставке плюс 2%.

Начиная с середины 1970-х гг. в рыночно развитых странах отчетливо прослеживается тенденция к снижению норм обязательных банковских резервов.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я