Внесение средств в ФОР

Центральные банки наделяются все более широкими полномочиями в области резервной политики, что повышает гибкость всего механизма резервных требований. В банковском законодательстве ряда стран фиксируется лишь верхняя граница норм обязательных резервов по отдельным видам депозитов. В этих пределах центральные банки могут варьировать указанные нормы в зависимости от целей и задач денежной и кредитной политики. Практически все остальные вопросы, связанные с претворением в жизнь резервной политики, центральные банки также решают самостоятельно.

Постепенно расширяется «база резервных требований» (резервная база), а также круг институтов, охватываемых резервными требованиями центральных банков.

Наблюдается тенденция к расширению перечня денежных активов, которые банки могут использовать для удовлетворения резервных требований. Сначала они состояли главным образом из денег, хранившихся на корреспондентских счетах в центральном банке. Впоследствии к ним стали причисляться и другие высоколиквидные кассовые активы банков: наличность в кассах и сейфах банков, текущие депозиты (вклады до востребования), хранящиеся на корреспондентских счетах в других кредитных организациях. Так, в Австрии, Великобритании, Италии, США, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции и Японии кредитные организации вправе засчитывать свою имеющуюся у них наличность в счет установленных резервов. В Австрии и Швейцарии к активам, засчитываемым в резервы, относятся, в частности, и средства на счетах в головных банках банковских групп.

Усиливается взаимосвязь резервной и процентной политик центральных банков. С одной стороны, в ряде стран (Японии, ФРГ, Франции) введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов, а с другой — предпринимаются попытки использовать депозитный процент (процент, который центральный банк платит за хранящиеся у него резервы коммерческих банков) в качестве стимула, побуждающего банки своевременно и в полном объеме выполнять резервные требования. Так, в Швеции в начале 1990-х годов центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых. Аналогичные подходы используются в Испании, Италии, Финляндии и некоторых других странах.
Политика и практика резервирования в России.

Резервные требования к коммерческим банкам стали применяться в России (СССР) с конца 1980-х гг. Госбанк СССР тогда установил норму обязательных резервов, равнявшуюся 5% суммы привлеченных средств; норма считалась завышенной.

В 1991 г. ЦБ РФ издал Инструкцию № 1, в соответствии с которой норма резервирования составляла 2%. В значительной мере это был политический шаг; уже в следующем году указанная норма всего за четыре месяца увеличилась до 20%. Несколько позже нормы резервирования были дифференцированы в зависимости от сроков размещения ресурсов, привлекаемых банками: по счетам до востребования — 20%, по срочным обязательствам банков — 15%.

В последующие годы в порядок резервирования неоднократно вносились изменения, в разной степени касавшиеся: величины нормативов и их дифференциации в зависимости от состава ресурсов; расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию; методики расчета. Постоянно вовлекались в сферу резервирования все новые виды привлеченных средств.

Всеобъемлющее резервирование с высокими нормами означает для банков удорожание стоимости привлекаемых ими ресурсов. А дорогие ресурсы должны размещаться в высокодоходные операции, иначе даже рассчитаться за такие ресурсы окажется нечем. Высокодоходные операции в свою очередь нередко предполагают повышенную степень риска. Впрочем, риски банковской деятельности в России и без того высоки. Отсюда ясно, что такое резервирование вело многие банки к банкротству.

Резервные требования являются не только эффективным (при грамотном их использовании и при наличии определенных условий), но и сильнодействующим «экономическим лекарством», и применять этот инструмент следует крайне осторожно. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого «лекарства», что стало постоянным явлением в банковской системе России.

Для выполнения резервных требований российские банки отвлекают из оборота весьма значительные средства, которые превращаются в активы, не приносящие дохода, и не попадают в реальную экономику. Как уже было показано, международный опыт дает примеры того, как центральные банки могут в той или иной степени облегчать коммерческим банкам соответствующее бремя. К сожалению, Банк России в этом плане до сих пор почти ничего не предпринимал.

Уже отмечалось, что во многих странах, прежде всего с высокими нормами резервирования, центральные банки начисляют определенные проценты на суммы, депонируемые у них коммерческими банками. В России этого не было и нет.

В целом можно констатировать, что политика Центробанка РФ в области резервных требований (резервная политика) никогда не отличалась ни логичностью, ни последовательностью (табл. 17.1). В то же время можно отметить стабильность нормативов резервирования в течение 2000—2003 гг. Однако нормативы эти, по мнению банковского сообщества, слишком долго оставались неоправданно высокими (до июля 2004 г.).
Действующий порядок резервирования.

Основные моменты действующего порядка резервирования средств в ФОРы зафиксированы в Положении ЦБ от 29 марта 2004 г. № 255.

Общие положения.

1. Обязанность выполнения резервных требований возникает у любого банка с момента получения им лицензии и исполнение этой обязанности является необходимым условием ведения банковской деятельности.

2. Обязательные резервы формируются только в рублях на специальных счетах, открытых кредитной организации в подразделении (подразделениях) расчетной сети Банка России, средства на которые перечисляются в безналичном порядке.

3. Указанные резервы формируются отдельно по обязательствам банка (привлеченным им средствам), подлежащим резервированию, в рублях и отдельно по обязательствам, подлежащим резервированию, в иностранной валюте.

4. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

5. Размер обязательных резервов Банк России (его уполномоченное учреждение) регулирует ежемесячно. На основании соответствующего решения Совета директоров ЦБ либо по особым основаниям, применимым к отдельным банкам, может быть проведено внеочередное регулирование размера данных резервов.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я