Банк России, его компетенция и структура. Органы и учреждения банка России и их полномочия
3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики РФ и представляет указанные материалы в составе годового отчета БанкаРоссии в НБС и Государственную Думу;
4) рассматривает и не позднее 1 декабря предшествующего года представляет в НБС на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями общий объем: расходов на содержание служащих ЦБ; расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ; капитальных вложений ЦБ; прочих административно-хозяйственных расходов ЦБ;
5) рассматривает и представляет в НБС (при необходимости — на утверждение) на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения о дополнительных
расходах по направлениям, указанным в предыдущем пункте;
6) утверждает смету расходов ЦБ исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России;
7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов ЦБ после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России;
8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
9) принимает решения: о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБ; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок ЦБ; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии (о членстве) ЦБ в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки); о применении прямых количественных ограничений; о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца; о порядке формирования кредитными организациями резервов;
10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;
11) утверждает порядок работы Совета директоров;
12) представляет в НБС для назначения кандидатуру главного аудитора ЦБ;
13) утверждает структуру ЦБ, положения о его структурных подразделениях и учреждениях, уставы организаций ЦБ, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций ЦБ;
14) определяет условия допуска иностранного капитала в банковский сектор РФ;
15) утверждает перечень должностей служащих ЦБ;
16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;
17) готовит и представляет в НБС на утверждение: предложения о правилах бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ; предложения о порядке формирования провизии Банка России и порядке распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении; отчет о расходах ЦБ на содержание служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, на капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.
Совет директоров имеет значительную власть. И это обстоятельство сразу порождает вопрос о его ответственности, а также о сдержках и противовесах этой власти в виде разного рода специальных запретов и ограничений (таковыми выступают полномочия Президента РФ, Государственной Думы, НБС, запреты и ограничения, адресованные как всем и каждому, так и персонально членам СД как физическим лицам).
В юридической науке различают два вида ответственности — ретроспективную и позитивную. Первая — это ответственность за совершенное правонарушение (в основном это ответственность физических лиц). Вторая — это ответственность за будущее. Она должна способствовать предотвращению ошибочных решений и/или возможных негативных их последствий.
Если речь идет о позитивной ответственности Банка России в лице СД, то она означает ответственное отношение к долгосрочным интересам общества. Право должно так регламентировать обязанности глобальных регуляторов банковского сектора, чтобы риск принимаемых ими решений был по возможности минимальным. Для банкиров важнее всего именно такое понятие ответственности. Применительно к банковскому праву употребление термина «позитивная ответственность» означает, что Банк России сделал все от него зависящее, чтобы его политика была внятной, стратегически выверенной и обоснованной, а нормативные акты — доступными для пользователей, понятными и непротиворечивыми, чтобы был достигнут приемлемый обществом уровень надежности банковской системы. В противном случае следует говорить о низком уровне его позитивной ответственности.
Вся история деятельности Банка России позволяет сделать вывод, что позитивная его ответственность пока была скорее весьма низкой. Возможно, и по той причине, что ему всегда не хватало реальной независимости.
СД — это лишь один из многочисленных субъектов права. Помимо Банка России есть много других органов, оказывающих регулирующее воздействие на финансовую систему и банковский сектор (Правительство, Министерство финансов, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, таможенные и налоговые органы и др.). Кто из них за что конкретно, чем и в какой степени отвечает в финансово-банковской сфере? В законодательстве и подзаконных актах трудно найти ответ на этот вопрос. Так что проблема касается не только ЦБ и его СД.
Председатель Банка России несет ответственность за его деятельность, для чего, в частности: действует от имени ЦБ и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями; председательствует на заседаниях СД (в случае равенства голосов голос Председателя является решающим); подписывает нормативные акты ЦБ, решения и протоколы заседаний СД, соглашения, заключаемые ЦБ (вправе делегировать право подписания нормативных актов ЦБ лицу, его замещающему, из числа членов СД); назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей, распределяет между ними обязанности (вправе делегировать им свои полномочия); подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями ЦБ; обеспечивает реализацию функций ЦБ и принимает решения по всем вопросам, отнесенным в федеральных законах к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с Законом решения принимает НБС или СД.
Следует отметить и такой орган Банка России, как Комитет банковского надзора, через который он реализует свои надзорные и регулирующие функции. Комитет объединяет надзорные подразделения ЦБ (их руководителей) и действует на постоянной основе (ст. 56 Закона).
Читайте также: