Присоединение банка и слияние банков: процедуры и проблемы

Оптимальное решение можно предложить за счет новой модели условий. Но зачастую банк не в состоянии выработать такие модели, поскольку сотрудники заняты работами, связанными со слиянием. Постоянно имея в виду как удовлетворенность клиентов, так и необходимость дополнительных затрат, следует находить компромиссное решение.

И в ходе реструктуризации сетей распространения услуг следует проявлять осмотрительность. Перестройка филиалов может серьезно помочь снизить затраты, однако делать это надо осторожно. Близость к клиенту, достаточное покрытие рынка и разница в ценах долгое время определяли размеры сети филиалов. Однако сегодня в качестве важного фактора следует учитывать возможности и электронной обработки поручений, и прямых каналов.

Очень внимательно следует относиться к мотивации сотрудников на местах, поскольку это отражается и на клиентах. Многие банки, стремясь сохранить контакт с клиентами, дополняют перестройку своих филиалов каталогом сопутствующих мер. Практика дает много примеров, как можно воспрепятствовать оттоку клиентов. Создание специальной программы в этом отношении полностью себя оправдает.

Условия присоединений и слияний банков в России сильно отличаются от тех, в которых находятся банки в рыночно развитом зарубежье. В то же время богатый положительный и отрицательный опыт, накопленный мировой банковской практикой, а теперь в какой-то мере и отечественными банками, позволяет сделать несколько выводов, существенных для проведения банковских реорганизаций и в нашей стране. Главными из таких выводов можно считать следующие.

Прежде всего следует запомнить наиболее распространенные причины неудачных реорганизаций: отсутствие опыта у лиц, возглавляющих или непосредственно проводящих реорганизацию; отсутствие у сторон стратегии и плана последующих действий; неверные оценки активов банков, ожидаемых и фактических результатов; недоучет или неадекватный учет противоречивых групповых интересов собственников банков; недостаток знаний об объекте поглощения, о степени совместимости и взаимодополняемости объединяющихся банков; плохое отношение руководства присоединяемого банка к проекту; сильные различия в корпоративных культурах; отсутствие должного («плотного» и квалифицированного) управления процессом.

По всем названным причинам присоединения и слияния банков следует рассматривать как весьма рискованные операции.

Четко сформулированные и сбалансированные стратегия и план присоединения или слияния — хотя и недостаточное, но строго необходимое условие успеха операции. Банк должен ясно понять, ради чего начинает процесс, какую позицию на рынке он хочет занять и что для этого придется делать. Стратегия укрупняющихся банков всегда должна быть основана на сильной мотивации (стремлении внедриться на новый географический плацдарм, получить новых клиентов в динамично развивающейся отрасли, приобрести структуру с высокоэффективным банковским продуктом и т.д.), а процессы слияния или поглощения должны рассматриваться не столько как организационные процессы, сколько как способ, инструмент развития своего бизнеса, создания нового, единого и более эффективного банка. С данной точки зрения первостепенной задачей является правильная оценка ожидаемых выгод и их адекватное сопоставление с издержками на приобретение. Важно, чтобы ни один, казалось бы, незначительный элемент не выпал из поля зрения.

Рассчитывая издержки, которые придется понести на реорганизацию, необходимо иметь в виду, что основные расходы придутся на оплату услуг юристов, аудиторов, оценщиков и бухгалтеров. Сюда следует добавить расходы на реорганизацию аппарата управления, унификацию учета и. контроля и т.д. Из мирового опыта известно, что затраты на слияние достаточно велики и нередко достигают 25% суммы сделки.

Принципиально важен надлежащий анализ банка — кандидата на объединение. Причем это не только анализ и оценка баланса и финансового положения, но и потенциала банка с точки зрения его продуктов (услуг), клиентуры, технологий управления, квалификации сотрудников, корпоративной культуры и других факторов. Частой причиной того, что присоединения и слияния не достигают намеченных целей, является отсутствие продуманного механизма реализации связанных с ними объективных возможностей; противоречия внутри руководства, утрата квалифицированного персонала, ухудшение качества обслуживания клиентов. Другими словами, заключая принципиальное соглашение, а затем и соответствующий договор, следует помнить, что главное — это не написание грамотного юридического документа (это предполагается само собой), а разработка всего набора финансовых, организационных, информационных, психологических и иных инструментов, с помощью которых будут реализованы стратегия и план объединения.

Для дальновидных руководителей на первом месте среди публичных приоритетов должна стоять защита интересов клиентов банков, решивших объединиться. Возможная реакция клиентов на реорганизацию банков — очень важный фактор. В российских условиях он приобретает особую остроту, поскольку при неотлаженности механизмов присоединений и слияний возможны и скорее всего неизбежны сбои в расчетах и платежах.

Спрогнозировать поведение клиентуры сливающихся банков сложно. Тем не менее заниматься этим необходимо. Вопреки надеждам на то, что в результате объединения численность клиентов банка возрастет, зачастую имеет место обратная ситуация. Особенно чувствительны к слияниям крупные клиенты, которые иногда закрывают счета в объединенном банке и переводят их в несколько других банков, не желая зависеть от одного кредитора. Клиенты также могут покинуть банк, не желая обслуживаться вместе со своими конкурентами.

Не стоит рассчитывать на то, что процесс реорганизации будет происходить легко и просто. Задача увеличения уставного капитала (а именно это в первую очередь происходит в процессе централизации банковских капиталов) не сводится к арифметическому суммированию потенциалов объединяющихся сторон. Это сложный и многогранный, даже деликатный процесс, требующий учета многих факторов, в том числе моральных и субъективно-психологических. Нужно быть готовым к тому, что 100-процентного результата достичь не удастся. Даже тщательно подготовленные объединительные процессы не всегда приводят к желаемому результату. Примерно каждое второе присоединение или слияние оказывается неудачным.

Процессы объединений сдерживает и всегда будет сдерживать осторожность руководителей, обусловленная многими причинами, включая не только неизбежное в период реорганизации «проседание» балансовых показателей банков и возможное уменьшение их суммарного капитала, с чем связаны дополнительные риски и трудности с соблюдением обязательных экономических нормативов, но и хрупкость индивидуальных банковских механизмов, морально-этические соображения и т.д.

Большее значение имеет интеграция информационных систем объединяющихся банков. Кто кому и какую информацию передает, на базе какой системы это происходит и какая система выбирается образующимся в итоге реорганизации банком — это очень серьезное не только техническое, но и финансовое решение.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я