План финансового оздоровления банка
Временная администрация по управлению проблемным банком.Как уже отмечалось в начале настоящей главы, одной из мер предупреждения банкротства банка может быть назначение временной администрации, которая и будет управлять банком в течение определенного времени (может быть еще временная администрация, назначаемая в банк, у которого отозвана лицензия, но этот случай здесь не рассматривается). Нормативные положения о временной администрации по управлению проблемным банком содержатся в законах «О Центральном банке РФ» и «О несостоятельности кредитной организации», а также в Положении ЦБ «О временной администрации по управлению кредитной организацией» от 26 ноября 2003 г. № 241-П (Положение во многом дублирует нормы названных законов).
Гораздо подробнее регламентируются вопросы временной администрации во втором из названных законов.
Рассмотрение плана санации в территориальном учреждении Банка России.
Процедура рассмотрения в ТУ ЦБ представляемых банками планов санации изложена в разделе 5 Инструкции № 84 и в Указании от 13 ноября 1997 г. № 18-У, содержащем «Методические рекомендации о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации». Эта сложная процедура состоит из следующих моментов.
Процедурный аспект рассмотрения плана санации.
1. План должен содержать полный пакет документов в соответствии с письмом Банка России «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» от 30 апреля 1997 г. № 443. Если представленньй пакет документов не соответствует установленным требованиям, то ТУ ЦБ вправе потребовать от банка привести его в соответствие с такими требованиями.
ТУ вправе потребовать от банка представить аудиторское заключение о реальности плана. Если в самом требовании Банка России о финансовом оздоровлении банка уже было предписано представить аудиторское заключение, то план не будет принят без такого заключения.
2. В срок не более десяти дней с момента представления плана ТУ должно его рассмотреть и подготовить свое мотивированное заключение по нему. Заключение
готовится в соответствии с Указанием № 18. В нем должен содержаться вывод либо о признании плана реальным, либо требующим доработки, либо нереальным. Заключение ТУ вместе с планом направляется в центральный аппарат Банка России.
3. В срок не более пяти рабочих дней с момента подготовки положительного в целом заключения по плану ТУ должно направить банку требование о начале реализации плана с учетом необходимой его доработки.
4. Направление плана на доработку допускается только при условии, если по предварительным оценкам ТУ банк имеет реальные возможности восстановить ликвидность и платежеспособность либо устранить иные причины, вызвавшие необходимость санирования.
При направлении плана на доработку ТУ вправе направить в Банк России ходатайство о назначении временной администрации и об ограничении или приостановлении полномочий исполнительных органов управления банком. Одновременно с указанным ходатайством представляются план санирования и заключение ТУ о необходимости его доработки.
Срок рассмотрения территориальным учреждением доработанного плана не может превышать 10 дней с момента его представления. Повторное направление плана на доработку не допускается.
5. По итогам рассмотрения плана (в том числе доработанного) ТУ вправе подготовить отрицательное заключение, признав его нереальным. В таком случае готовится либо требование о реорганизации банка, либо, если для этого имеются достаточные основания, ходатайство об отзыве у банка лицензии.
Если нереальным признан план санации, разработанный временной администрацией по управлению банком или с ее участием, то независимо от позиции руководителя временной администрации ТУ при наличии оснований, предусмотренных в ст. 20 Закона о банках, направляет в Банк России ходатайство об отзыве у банка лицензии.
6. Если в период рассмотрения плана санации банка в Банк России поступили запрос арбитражного суда или заявления лиц, указанных в подп. 2, 3 п. 1 ст. 50.4
Закона «О несостоятельности кредитных организаций» об отзыве у банка лицензии, то: ТУ вправе представить в Банк России заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, если оно признало его план оздоровления реальным (к такому заключению прилагаются сам план и заключение о его реальности); в случае признания плана нереальным ТУ должно подготовить ходатайство об отзыве у банка лицензии. Направление плана на доработку не допускается.
Содержательный аспект рассмотрения плана санации.
Планы санации банков рассматриваются в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (Указание ЦБ № 18). Специалисты ТУ ЦБ должны установить реальное финансовое положение банка, затем оценить реальность мероприятий, предусмотренных в плане санации, и йа этой основе определить возможности восстановления банком платежеспособности и ликвидности.
Установление реального финансового положения банка начинается с выяснения того, имеется ли у него недостаток собственного капитала и ликвидных активов и в каких размерах. Для этого показатели деятельности банка группируются определенным образом, образуя так называемый расчетный баланс.
Для определения недостатка собственного капитала прежде всего рассчитывается сумма, необходимая для покрытия потерь (обесценения) активов, устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (к примеру, не начисленная задолженность перед бюджетами, кредиторами и вкладчиками), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определяется путем оценки стоимости всех активов банка в особом порядке. Если будет установлено, что расчетная стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли банка уменьшаются на сумму разницы, и наоборот. Таким же образом поступают с выявленными, но не учтенными в балансе обязательствами и с не выполненными внебалансовыми обязательствами банка.
В итоге недостаток капитала определяется как разница между величиной собственного капитала, минимально необходимой для выполнения экономических нормативов, и величиной собственного капитала, фактически имеющейся у банка (обе величины — из расчетного баланса).
Для определения недостатка у банка ликвидных средств на основе данных расчетного баланса находят разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами. К найденному значению прибавляют суммы недовзноса обязательных резервов, обязательств, не учтенных в балансе, и не выполненных внебалансовых обязательств.
При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности банка в результате выполнения запланированных санационных мер сначала проверяют соответствие этих мер требованиям законодательства и нормативных актов Банка России, а затем они оцениваются с точки зрения времени, необходимого для их выполнения, и с точки зрения того, в какой мере их реализация сможет помочь восстановлению платежеспособности и ликвидности банка.
Читайте также: