План финансового оздоровления банка
Последний момент — самый сложный. Так, при оценке мер, в которых собираются принимать участие учредители (участники), кредиторы и третьи лица, будет тщательно выясняться, имеются ли у банка надлежащим образом оформленные договоры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц. Если в плане санации предусматривается внесение этими лицами денег в УК или оказание финансовой помощи банку, то непременно будет анализироваться финансовое положение таких потенциальных инвесторов (санаторов) за период не менее двух лет, в частности, достаточно ли у них чистых активов, какими остатками на банковских счетах они располагают, достаточно ли ликвидны их балансы и т.д. В результате такого анализа определяется, сможет ли инвестор на самом деле вывести обещанные им средства из своего оборота на необходимый для санации срок.При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций банка, будет внимательно изучено, какие он имеет технические и финансовые возможности развивать доходные операции и позволяет ли сделать это ситуация на рынках, и т.п.
Все санационные мероприятия, включенные в план, оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности банка на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными в утвержденном плане санации.
В зависимости от результатов оценки плана санации ТУ должно сделать соответствующий вывод и принять решение либо о продолжении санации банка, либо о применении к нему мер надзорного реагирования вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у него лицензии.
Контроль за ходом санации банка.
1. ТУ ЦБ особо контролирует деятельность банка с момента предъявления ему требования о санировании либо с момента принятия органами управления банком решения о самостоятельном проведении санации. Это означает, в частности: в период до подготовки заключения по плану санации ТУ устанавливает контроль за изменением финансового состояния банка на основании отчетности, представляемой самим банком; в дополнение к обычной отчетности банк начинает еженедельно представлять в ТУ оборотную ведомость по ф. 101 (приводятся остатки на счетах на конец последнего рабочего дня недели с указанием оборотов за отчетный период) и отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по ф. 311; ТУ вправе для анализа динамики финансового состояния банка требовать представления отдельных форм отчетности на ежедневной основе, в том числе не указанные в предыдущем пункте.
2. С момента, как подготовлено заключение, признающее план санации реальным (либо требующим доработки), ТУ начинает контролировать ход санации, а именно соблюдение календарных сроков выполнения мер, предусмотренных в плане, и достижение планируемых (ожидаемых) результатов от их реализации. Ход выполнения плана (отдельных мер) оценивается на основании количественных и качественных показателей, отражающих степень выполнения (невыполнения) банком ежемесячных ориентиров деятельности, достижение которых планируется (ожидается) в результате проведения санационных мер.
3. С момента, как банку предъявлено требование о санировании, он должен представлять в ТУ Банка России: еженедельно — отчетность по формам и в сроки, указанные выше, ТУ вправе установить банку индивидуальные сроки представления такой отчетности; ежемесячно,— отчет о выполнении плана санации. Отчет должен.представляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (если ТУ не назначит иной срок), и содержать: отчет о соблюдении сроков и достижении ожидаемого эффекта от мер, реализация которых планировалась в отчетном периоде (с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мер, предусмотренных в плане); расчетный баланс банка с указанием динамики активов и пассивов за отчетный период с пояснительной запиской, содержащей расшифровку балансовых корректировок.
4. В период контроля за ходом санации ТУ при необходимости проводит внеплановые проверки деятельности банка.
5. На основании анализа получаемой информации ТУ должно подготовить заключение о выполнении плана санации банка. Если финансовое состояние санируемого банка ухудшается или если план санации выполняется не в полном объеме либо с нарушением установленных сроков, то ТУ вправе предъявить банку требование о доработке плана либо о его безусловном выполнении.
6. Заключение ТУ о ходе выполнения плана санации банка представляется в центральный аппарат Банка России ежемесячно (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) с приложением расчетного баланса банка, составляемого территориальным учреждением, и отчета о выполнении плана санации.
Мораторий как инструмент санации банков.
Поскольку гибель банка может принести тяжелейший вред как частным, так и публичным интересам, то по отношению к проблемным банкам должны применяться и такие инструменты предупреждения банкротства, которые нередко воспринимаются участниками банков и/или кредиторами как наносящие вред их правам и интересам. Одним из таких инструментов является мораторий на удовлетворение требований кредиторов банков.
Мораторий (от лат. moratorius — замедляющий, отсрочивающий) — отсрочка исполнения обязательств (обязанностей), устанавливаемая на определенный срок или до окончания каких-либо чрезвычайных событий. Распространяется на все обязательства (общий мораторий) или только на некоторые их виды или на отдельные категории должников.
Значение моратория на удовлетворение требований кредиторов состоит в том, чтобы использовать средства, полученные в период разрешенного законом временного неисполнения требований кредиторов на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника и, как следствие, на удовлетворение в 'будущем требований кредиторов.
Мораторий означает вмешательство государства в сферу частноправовых отношений должника и его кредиторов. Введение моратория свидетельствует о том, что эти отношения утратили баланс, который можно восстановить обычными мерами судебной защиты. Следствием введения моратория является ограничение прав как учредителей (участников), так и кредиторов должника.
В нашей стране институт моратория впервые был введен Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». При этом мораторий вводился при осуществлении процедуры внешнего управления и распространялся на все требования кредиторов к должнику независимо от оснований и времени их возникновения. В новом Законе мораторий на удовлетворение требований кредиторов также занимает ключевое место в период внешнего управления.
Институты, эквивалентные мораторию, нередко встречаются также в законодательстве других стран (Австралии, Австрии, Великобритании, ФРГ, Италии, США. Франции и др.).
Регулирование деятельности проблемных банков в России имеет свою специфику, связанную с тем, что в соответствии с Законом «О несостоятельности кредитных организаций» все мероприятия по предупреждению банкротства должны проводиться до отзыва у банка лицензии.
Мораторий в отношении обязательств банков применяется при назначении в банк временной администрации в период, когда от управления банком в большей или меньшей степени отстраняются прежние менеджеры и владельцы. В этом его связь с мораторием, предусмотренным в общем Законе о банкротстве, их общая родовая черта. Специфика же «банковского» моратория связана прежде всего с тем, что он вводится на основании административного решения Банка России по ходатайству руководителя временной администрации.
Из отечественного опыта санирования банков.
Планы финансового оздоровления в разные годы пришлось разрабатывать очень многим российским банкам. И оказалось, что практически все поступавшие в ТУ планы санирования в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России и были возвращены в банки на доработку.
Наиболее частая ошибка, встречавшаяся в планах санации, — ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому и предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, которые бы подтверждали реальность запланированных мероприятий.
Выяснились и иные важные обстоятельства.
Во-первых, даже если план санации принят, это не значит, что банк его выполнит.
Во-вторых, усилия временных администраций в большинстве случаев не дают положительных результатов (у большинства банков, в которые направлялась такая администрация, лицензии были отозваны), а нередко введение временной администрации оказывалось запоздалой и потому неоправданной мерой (администрации приходили в фактически уже переставшие действовать банки). Кроме того, были вопросы, связанные с составом временных администраций. Очевидно, в такую администрацию не должны входить люди, представляющие организации, связанные с данным банком, а также люди из других банков, даже если между банками нет никаких отношений.
В-третьих, объектами обязательного санирования рассматриваются только банки 4-й группы проблемности, т.е. «находящиеся в критическом финансовом положении» (в соответствии с Указанием от 31 марта 2000 г. № 766). А это значит, что во многих из них убытки и дефицит ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для их оздоровления. Представляется целесообразным, чтобы ЦБ подключался к санированию в тот момент, когда банки еще не вошли в стадию банкротства. С этой точки зрения, возможно, более перспективными для санирования следовало бы признать банки 3-й группы проблемности — «испытывающие серьезные финансовые трудности».
В-четвертых, нуждаются в углубленной проработке методические основы санации.
В-пятых, острой остается проблема несовпадения интересов банков и ЦБ, отражающегося и на успешности санационных процедур. Нередко сам банк или его собственники не заинтересованы не только во введении временной администрации, но и в санации. Но и представители ЦБ, так или иначе участвующие в санации, должны больше думать о том, чтобы своими действиями не навредить банку.
Читайте также: