Внешнее регулирование деятельности отдельного банка

ТУ Банка России вправе не применять к банку санкции в виде штрафа, предусмотренные в ряде пунктов Инструкции либо применять такие санкции в меньшем размере, чем предусмотрено, если применение штрафов в заданном в Инструкции размере будет иметь существенные негативные последствия для его финансового положения, а также если на момент совершения нарушения к банку применялись более жесткие меры воздействия (временно ограничен круг операций или введен запрет на их ведение, направлено ходатайство об отзыве лицензии).

Применение такой принудительной меры, как штраф, рассматривается также в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ), в котором, в частности, особо выделены нарушения законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26), а также в информационном письме ЦБ от 2 июля 2002 г. № 84-Т.

4. Надзорные органы имеют право потребовать от банка осуществить мероприятия, направленные на его финансовое оздоровление, а именно на изменение величины и/или структуры его активов и/или пассивов (требование реструктурировать баланс). Такое требование предъявляется банку в случае возникновения у него текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности их возникновения в ближайшей перспективе; доводится до банка в форме предписания, которое должно содержать конкретные параметры изменения структуры баланса и сроки, в течение которых эти параметры должны быть достигнуты.

Принятию решения о предъявлении к банку указанного требования должен предшествовать анализ, результаты которого свидетельствуют о целесообразности применения именно такой меры воздействия. В частности, не следует требовать реструктурировать активы, если это может негативно отразиться на отношениях банка с клиентами и/или на его финансовом положении в силу неблагоприятной общей конъюнктуры рынка для продажи тех или иных видов активов либо в связи с вероятной негативной реакцией рынка на продажу активов данного вида.

5. Надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев проведение банком отдельных операций (одной или нескольких) в случае нарушения (невыполнения) им банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации. Эта мера предполагает установление количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков средств на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков); она распространяется на все филиалы банка и оформляется предписанием, в котором должна быть установлена также дата начала применения данной меры воздействия. Если по истечении срока действия предписания финансовое положение банка не улучшилось, то эта мера может быть применена вновь.

Если ТУ Банка России принимает решение направить в центральный аппарат ЦБ ходатайство об отзыве у банка лицензии, то в тот же день оно должно ввести ограничение на выполнение данным банком следующих операций: привлечение средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты), а также путем продажи им собственных ценных бумаг, привлечение межбанковских кредитов, открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся участниками банка; открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся участниками банка, счетов банкам-корреспондентам и небанковским кредитным организациям, своих корреспондентских счетов в других кредитных организациях; выдача банковских гарантий; купля-продажа иностранных валют физическим лицам; открытие обезличенных металлических счетов для привлечения драгоценных металлов во вклады от лиц, не являющихся участниками банка; перечисление средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по поручению юридических лиц.

6. Запрет на выполнение банком отдельных операций (одной или нескольких), предусмотренных в его лицензии, может быть введен в случае невыполнения им в
установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Запрет вводится в зависимости от финансового
состояния банка, соблюдения им требований законов и нормативных актов ЦБ, характера рисков клиентов и кредиторов банка. Запрет означает требование полностью прекратить соответствующие операции с даты, установленной в предписании, и распространяется на все филиалы банка. В таком предписании также должна быть рекомендация банку ограничить или прекратить выплату дивидендов, а его акционерам (пайщикам) — воздержаться от выхода из состава участников банка.

В случае реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (в частности, при прекращении банком выплат по своим обязательствам), непредставления отчетности на две отчетные даты за последние 12 месяцев или представления недостоверной отчетности указанный запрет может быть введен незамедлительно.

Если принято решение направить в Банк России ходатайство об отзыве у банка лицензии, то в тот же день вводится запрет на платежи (дополнительно к ограничениям на ведение отдельных операций, перечисленным в предыдущем пункте): через расчетную систему Банка России; через корреспондентские счета в других кредитных организациях.

Если банк отнесен к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, то ему запрещается покупать и продавать иностранные валюты (как в наличной, так и безналичной формах). Однако надзорный орган может не применять данную меру воздействия к банку, выполняющему мероприятия по собственному оздоровлению или реорганизации (если соответствующий план признан реальным и выполняется в предусмотренные сроки).

Аналогичная мера воздействия должна быть применена к банку, отнесенному к группе банков, испытывающих серьезные финансовые трудности, в случае, если: банк не выполнил в установленный срок предъявленное ему требование разработать план оздоровления или реорганизации; представленный план оздоровления был признан нереальным или реорганизация была признана нецелесообразной; признанный реальным план оздоровления или план реорганизации не выполняется в предусмотренные сроки по состоянию на две последние отчетные даты.

7. Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем банка, неудовлетворительного финансового положения в целях ограничения рисков кредиторов и клиентов. Такой запрет оформляется предписанием и может быть введен вновь, если по истечении срока действия предписания соответствующие проблемы банка не ликвидированы.

8. В случаях систематического (более 3 раз за последние 12 месяцев) невыполнения банком в срок требований об устранении нарушений, приведших к ухудшению его финансового положения и создавших реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), выявления серьезных нарушений в организации учета в банке, несоблюдения им-законов при выполнении банковских операций, включая операции на рынке ценных бумаг, надзорный орган может потребовать заменить руководителя исполнительного органа банка. Данное требование может быть выдвинуто, если: на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка (филиала) назначены лица, предварительно не согласованные с ЦБ; в течение последних 12 месяцев были повторно нарушены требования законов и нормативных актов ЦБ к участникам банка при формировании его УК. Требование о замене руководителей банка оформляется в виде предписания.

9. Штрафы и иные меры воздействия применяются к банкам также в случаях, если: нарушены сроки представления отчетности, ее опубликования в открытой печати, а также сроки представления аудиторских заключений, копий издания, в которых опубликован годовой отчет; отчетность представлена и/или опубликована в объеме и/или в формах, не соответствующих требованиям Банка России; установлены факты недостоверности отчетных данных.

В случае выявления недостоверности отчетных данных, означающей попытку скрыть реальное финансовое положение банка, причем это положение таково, что создает угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), надзорный орган незамедлительно применяет наиболее сильные меры воздействия, включая подготовку ходатайства об отзыве у банка лицензии.

Об особенности применения мер воздействия к банкам за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов (которые, как известно, не являются юридическими лицами.

Деятельность банков регламентируется также большим числом нормативных правовых актов иных (помимо ЦБ РФ) органов власти. Такие нормативные акты в настоящем учебнике специально не анализируются, но упоминаются при рассмотрении отдельных конкретных вопросов жизнедеятельности банков.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я