Надзор за банками и его организация

Базельские стандарты надзора за банками и их реализация в России.

Стандарты надзора за коммерческими банками (рекомендуемые, но формально не обязательные), содержатся в изданном в 1997 г. письме Базельского комитета по банковскому регулированию «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью» (извлечение из документа дается применительно к действующему банку).

При разработке базовых принципов их составители исходили из следующих основных посылок:

• основной целью надзора является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системе, что ведет к минимизации риска потерь вкладчиков и других кредиторов;

• органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины путем поощрения квалифицированного корпоративного руководства и стимулирования рыночной
открытости и контроля;

• для успешного выполнения своих функций органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации как путем наблюдений, так и проверок на местах, а также полномочия придавать своим решениям обязательный характер;

• органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;

• эффективный надзор требует, чтобы размеры и характер рисков, принимаемых на себя отдельными банками, оценивались, и таким оценкам должен соответствовать характер надзора;

• органы надзора должны убедиться в том, что банк располагает ресурсами, соответствующими принятым им рискам, в частности, достаточным капиталом, квалифицированным руководством, эффективными системами контроля и учета;

• необходимо тесное сотрудничество между надзорными инстанциями.

Надзор должен способствовать формированию эффективной и конкурентной банковской системы, отвечающей потребностям общества в квалифицированных финансовых услугах, предоставляемых по приемлемым ценам.

Надзор не может и не должен гарантировать, что банки не разорятся.

Базовые принципы составляют основу для создания надлежащей системы надзора. Следует принимать во внимание локальные особенности, влияющие на внедрение этих принципов.

Приводимые стандарты являются минимально необходимыми и сами по себе в определенных ситуациях могут быть недостаточными. Каждая страна должна решить, в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими требованиями. Функция банковского надзора динамична по своей природе и призвана реагировать на изменения рынка. Органы надзора должны быть готовы к тому, что им придется периодически пересматривать политику и практику надзора в свете новых тенденций или событий. Для этого необходима гибкая законодательная база.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА.

Банковский надзор является составной частью более широкого круга механизмов обеспечения финансовой стабильности. К таким механизмам относятся:

1) рациональная и долговременная экономическая политика;

2) развитая общественная инфраструктура;

3) высокая рыночная дисциплина;

4) методы эффективного разрешения проблем в банковской сфере;

5) механизмы, обеспечивающие достаточный уровень системной защиты (или система общественной безопасности).

Принцип 1. Эффективная система надзора предполагает, что каждый орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, должен иметь четко сформулированные задачи и обязанности. Каждый такой орган должен располагать оперативной самостоятельностью и соответствующей материальной базой. Необходима также адекватная юридическая база надзора, включающая регулирование процедуры получения разрешения на банковскую деятельность и последующий надзор за ней; полномочия выявлять соответствие деятельности поднадзорной организации требованиям законодательства, а также аспекты безопасности и устойчивости банков, правовую защиту субъектов надзора. Необходимы также механизмы обмена информацией между надзорными органами и обеспечения конфиденциальности такой информации.

Для осуществления этого принципа необходимы:

• банковское законодательство, определяющее минимальные требования, которым должны удовлетворять банки; оно дает органам банковского надзора возможность при необходимости устанавливать пруденциальные правила в административном порядке для достижения поставленных целей, а также применять качественный анализ состояния банков; предоставляет полномочия на сбор информации и ее независимую проверку; предоставляет так же органам надзора полномочия применять наказания в случаях, когда нарушаются пруденциальные требования;

• защита (обычно законодательная) от персональной или солидарной ответственности за добросовестные действия, предпринимаемые в ходе надзора;

• система взаимодействия и обмена информацией между различными надзорными органами.

ПРЕДМЕТ ТЕКУЩЕГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА.

А. Риски банковских операций.

Банковское дело связано с рисками, порождаемыми многочисленными обстоятельствами. Органы надзора должны понимать суть этих рисков и следить за тем, чтобы банки правильно оценивали их и могли управлять ими.

Риски банковского дела должны выявляться, отслеживаться и контролироваться. Важная роль в этом отведена органам надзора. Цель органов надзора состоит в том, чтобы ограничивать степень рисков, которые необоснованно принимают на себя банки. Эти требования не должны предопределять решения руководства банка. Их назначение — устанавливать минимальные пруденциальные стандарты, обеспечивающие надлежащее проведение банковских операций. Динамичное по своей природе банковское дело требует периодического пересмотра органами надзора своих пруденциальных требований и оценки ими степени соответствия существующих норм реальной ситуации, как и необходимости разработки новых нормативов.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я