Организация внутреннего контроля: версия Центрального банка
Документ содержит и такую достаточно мягкую норму (п. 2.4): структурные подразделения (ответственные сотрудники), перечисленные выше, за исключением ответственного сотрудника (структурного подразделения) по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, могут быть включены в состав СВК. Но в этом случае такие сотрудники (подразделения) не имеют права осуществлять функции СВК по направлениям своей непосредственной деятельности, т.е. проверять работу контролера (подразделения внутреннего контроля) профессионального участника РЦБ, ответственного сотрудника (структурного подразделения) по правовым вопросам.Представленный раздел документа вынуждает сделать также следующие замечания. Во-первых, безусловно верно, что внутренний контроль в банке «вершит» не только СВК, что участников этого процесса действительно много. Но в обоснованно широком перечне его участников почему-то не нашлось места рядовым сотрудникам банка. Во-вторых, остается без удовлетворительного ответа старый вопрос — о структурных подразделениях и штатных должностях в банках, которые их в административном порядке обязывает вводить, содержать и оплачивать Центральный банк, хотя он не является для банков «вышестоящей организацией» и не финансирует их. В-третьих, что еще важнее, остается также старый и болезненный вопрос — о месте и роли СВК в общей структуре органов, участвующих во внутреннем контроле.
Система внутреннего контроля.
Положение обязывает каждый банк и соответствующие его органы на постоянной основе вести контроль по следующим направлениям: организация деятельности банка; функционирование системы управления банковскими рисками и оценка таких рисков; распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок; управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности; мониторинг самой системы внутреннего контроля (наблюдение за функционированием указанной системы в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, выявления недостатков, разработки предложений и контроля за реализацией решений о ее совершенствовании).
Но можно ли полагать, что перечисленные направления контроля образуют систему, потенциально способную уберечь банк от любых неожиданностей и неприятностей на всех направлениях его функционирования, для чего, собственно, и нужен внутренний контроль? Очевидно, что нет. «Система» вырисовывается какая-то урезанная.
Служба внутреннего контроля.
В соответствии с рассматриваемым нормативным актом СВК банка создается для внутреннего контроля и содействия органам управления банка в обеспечении его эффективного функционирования. Внутренний документ, регулирующий деятельность СВК, — Положение о СВК. Должное содержание последнего в акте ЦБ РФ характеризуется общими словами.
В некотором роде больше ясности с функциями СВК. В качестве таковых названы:
а) проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;
б) проверка полноты применения и эффективности методики оценки банковских рисков и процедур управления такими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками);
в) проверка надежности внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и/или использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;
г) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности;
д) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России;
е) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества банка;
ж) оценка экономической целесообразности и эффективности проводимых банком операций;
и) проверка соответствия внутренних документов банка нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций;
к) проверка процессов и процедур внутреннего контроля;
л) проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения;
м) оценка работы службы управления персоналом;
н) другие вопросы, предусмотренные во внутренних документах банка.
Этот список функций нуждается в комментариях. Во-первых, он значительно шире, чем это вытекает из того, что ранее было названо «системой внутреннего контроля», но в то же время согласуется (с учетом функции «ж») с тем, что СВК «обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. Объектом проверок является любое подразделение и служащий кредитной организации». В этом видится определенное внутреннее противоречие документа.
Во-вторых, перечисленные функции условно можно разделить на две группы: преимущественно организационно-методические (функции «а», частично «б» и «в», «е», «и», «к») и собственно контрольные (остальные функции). Но первые — это скорее прерогатива службы внутреннего аудита (контроль инструментария и технологий контроля). Что касается второй группы названных функций, то тут ситуация совсем иная. Так, в соответствии с функциями «г» и «м» СВК должна постоянно проверять, правильно ли выполняют свои обязанности бухгалтерия и отдел кадров банка, функция «ж» предполагает, что сотрудники СВК должны все время экзаменовать работников функциональных подразделений банка на профессиональную пригодность. Представить себе, как все это могло бы выглядеть на практике, более чем сложно.
Вопроса о том, нужна ли в коммерческих банках система внутреннего контроля, не было и нет. Есть другой вопрос — что именно следует понимать под «внутренним контролем в банках» и как его строить.
Актуальность проблемы внутреннего контроля всегда признавалась банковским сообществом. Практика повседневной работы, направленной на минимизацию своих рисков, привела российские банки к осознанию необходимости создания в той или иной форме систем внутреннего контроля. Законодательно закреплен контроль со стороны владельцев через общее собрание, совет и ревизионную комиссию банка.
Исполнительное руководство (правление) обязано постоянно вести оперативный контроль за всей деятельностью банка. Есть главный бухгалтер и подчиненные ему сотрудники. Каждое структурное подразделение банка в соответствии с законом и нормативными актами обязано вести внутренний контроль за совершаемыми операциями. Такой контроль и его процедуры предусмотрены в должностных инструкциях ответственных исполнителей, руководителей подразделений. Выдачу кредитов заемщикам контролирует кредитный комитет. Существуют, как правило, служба безопасности и различные аналитические подразделения. Существуют внутренний и внешний аудит. Наконец, сам Банк России имеет право проверять (контролировать) работу любого банка.
Читайте также: