Организация внутреннего контроля: версия Центрального банка

Наконец, нельзя не отметить, что в новом Положении: не прописаны принципы организации внутреннего контроля (в Положении № 509 назывались определенные принципы, хотя некоторые из них были спорными); не выделены отдельно цели и задачи внутреннего контроля (в Положении № 509 они разделялись, хотя сделано это было не лучшим образом); исчезли понятия финансового и административного контроля, контроля предварительного, текущего и последующего, а также контроля на трех уровнях — индивидуальном (уровень сотрудника), микро- и макроуровне.

О контроле в целях противодействия легализации через банки доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ банк обязан выявлять операции своих клиентов с денежными средствами и/или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю на основании данного Закона, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и сообщать о таких операциях уполномоченному органу, каковым до последнего времени являлся Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ).

В целях реализации банками указанной обязанности Банк России выпустил «Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (приложение к документу ненормативного характера от 28 ноября 2001 г. № 137-Т).

Во-первых, в этих рекомендациях Банк России обязал кредитные организации разработать и утвердить в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Центральной частью таких Правил должны быть программы осуществления указанного специфического контроля, а именно: программа идентификации и изучения банком своих клиентов; программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом; программа проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в легализации им преступных доходов; программа документального фиксирования информации, указанной в ст. 7 Закона; программа хранения соответствующей информации и документов; программы обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; программа, в которой определен порядок отказа банка от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказа от выполнения распоряжений клиента об осуществлении операции; программа, в которой определен порядок приостановления операций клиента; иные программы внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов преступного происхождения.

Во-вторых, ЦБ «рекомендовал» банкам ввести специальную должность ответственного сотрудника, который бы отвечал за разработку и реализацию указанных выше Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также иных внутрибанковских мер в тех же целях. Данный ответственный сотрудник должен быть независим в своей деятельности от других структурных подразделений банка и подотчетен только руководителю банка. Банкам также «разрешается» определить или сформировать структурное подразделение по противодействию легализации преступных доходов, которое бы на основании специального Положения работало под руководством ответственного сотрудника.

При этом в «Рекомендациях» ЦБ подчеркивается, что осуществление функций названного ответственного сотрудника относится к его исключительной компетенции, хотя такое лицо может выполнять в банке и иные функции (за исключением функций, возложенных на СВК), но только при условии, что он не имеет права подписывать от имени банка платежные и бухгалтерские документы, иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей банка, их осуществлением и исполнением, а также визировать такие документы (кроме документов по вопросам, относящимся к исключительной компетенции данного ответственного сотрудника).

По данной проблематике см. также следующие документы Банка России:

• письмо «Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации» от 3 июля 1997 г. № 479;

• письмо «О Вольфсбергских принципах» (приложение 2 «Всеобщие директивы по противодействию «отмыванию» доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы)») от 15 февраля 2001 г. № 24-Т;

• Положение «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных в Законе «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 20 декабря 2002 г. № 207-П;

• письмо «Об исполнении Закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 20 января 2003 г. № 7-Т;

• письмо «О применении к кредитным организациям мер принуждения за нарушения конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 11 августа 2003 г. № 117-Т;

• Положение «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 19 августа 2004 г. № 262-П;

• письмо «Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 19 августа 2004 г. № 103-Т.

• Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (приложение к письму от 6 апреля 2005 г. № 56-Т).


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я