Денежно-кредитная политика Банка России
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы. Исходя из этой цели Банк России должен решать следующие задачи:1) предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
3) не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
4) способствовать повышению эффективности банковского
дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
На решение задач в области надзора воздействуют следующие факторы:
1) макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
2) социально-экономические приоритеты развития общества;
3) совершенство законодательной базы;
4) проводимая Банком России кредитная политика;
5) степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
6) исторически сложившиеся особенности организации банков-ского надзора в стране.
Согласно международной банковской практике организация банковского регулирования и надзора может осуществляться следующим образом:
1) под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);
2) ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства финансов (Франция);
3) независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора — Германия);
4) смешанный тип организации, например, в США — Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), контролер денежного обращения (КДО), Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР). В России отдельные банковские операции в последнее время (в первую очередь с корпоративными ценными бумагами) переходят под контроль другого государственного органа — Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), возможно сочетание методов того и другого видов.
Совокупность этих методов представляет собой банковский надзор.
Методы регулирования, осуществляемые ЦБ РФ, делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
1) анализ отчетности коммерческого банка, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
2) проверка отдельных направлений деятельности кредитной организации в целом представителем Банка России (ревизия на месте);
3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и «Отчет о прибылях и убытках».
При нарушении коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов Банк России имеет право:
1) взыскать штраф;
2) назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
3) отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Основными тенденциями развития банковского регулирования и надзора в России являются:
1) постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;
2) введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;
3) переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
4) укрепление банковского менеджмента;
5) совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
Читайте также:
Страницы: 1 2