Денежно-кредитная политика Банка России

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы. Исходя из этой цели Банк России должен решать следующие задачи:

1) предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

3) не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

4) способствовать повышению эффективности банковского
дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

На решение задач в области надзора воздействуют следующие факторы:

1) макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

2) социально-экономические приоритеты развития общества;

3) совершенство законодательной базы;

4) проводимая Банком России кредитная политика;

5) степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

6) исторически сложившиеся особенности организации банков-ского надзора в стране.

Согласно международной банковской практике организация банковского регулирования и надзора может осуществляться следующим образом:

1) под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

2) ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства финансов (Франция);

3) независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора — Германия);

4) смешанный тип организации, например, в США — Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), контролер денежного обращения (КДО), Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР). В России отдельные банковские операции в последнее время (в первую очередь с корпоративными ценными бумагами) переходят под контроль другого государственного органа — Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), возможно сочетание методов того и другого видов.

Совокупность этих методов представляет собой банковский надзор.

Методы регулирования, осуществляемые ЦБ РФ, делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

1) анализ отчетности коммерческого банка, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

2) проверка отдельных направлений деятельности кредитной организации в целом представителем Банка России (ревизия на месте);

3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и «Отчет о прибылях и убытках».

При нарушении коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов Банк России имеет право:

1) взыскать штраф;

2) назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

3) отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Основными тенденциями развития банковского регулирования и надзора в России являются:

1) постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

2) введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;

3) переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

4) укрепление банковского менеджмента;

5) совершенствование методов банковского регулирования и надзора.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я