Важные индикаторы для евро
Все перечисленные ниже экономические индикаторы важны для евро. Однако учитывая, что EMU состоит из 12 стран, важно быть в курсе политического и экономического развития всех стран-членов, в частности, иметь представление о темпах роста их ВВП, инфляции и безработице. Крупнейшими странами EMU являются Германия, Франция и Италия. Поэтому, наряду с общей экономической информацией по EMU, большое значение имеют экономические показатели этих трех стран.Предварительный ВВП — публикуется после того, как Евростат собирает данные по достаточному числу стран, чтобы рассчитать оценочный показатель. Обычно это Франция, Германия и Нидерланды. Однако Италия не включается в предварительный показатель и добавляется только в окончательное число. Годовыми агрегированными показателями для ЕС-15 и EMU-11 являются простые суммы национальных ВВП. Для квартальных показателей агрегирование более сложное, поскольку некоторые страны (Греция, Ирландия и Люксембург) не рассчитывают поквартальные национальные счета. Более того, Португалия рассчитывает лишь частичные поквартальные национальные счета, причем с большой задержкой. В результате квартальные показатели ЕС-15 и EMU-11 являются итогом оценок поквартальных данных по группе стран, на которые приходится свыше 95% совокупного ВВП Евросоюза.
Промышленное производство в Германии. Показатель промышленного производства корректируется с учетом сезонности и включает четыре основные подгруппы: добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, энергетику и строительство. Обрабатывающая промышленность охватывает четыре продуктовые группы: базовые производственные товары, капитальное оборудование, потребительские товары длительного пользования и другие потребительские товары. Обычно рынок уделяет внимание годовым темпам роста и скорректированным на сезонность месячным данным. Показатели Германии наиболее важные, поскольку это крупнейшая страна Еврозоны; рынок иногда реагирует и на показатель промышленного производства Франции. Предварительная оценка промышленного производства базируется на меньшем объеме информации и поэтому пересматривается при появлении полной информации. Министерство финансов иногда указывает ожидаемое направление пересмотра при публикации предварительного показателя.
Индикаторы инфляции
Гармонизированный индекс цен потребителей (HICP) публикуется Евро-статом, разработан для международных сравнений, что предусмотрено законодательством ЕС. Евростат публикует этот индекс с января 1995 г. С января 1998 г. Евростат публикует специфический индекс для зоны EMU-11, называемый MUICP. Информация о ценах предоставляется национальными статистическими агентствами. Они обязаны направлять в Евростат 100 индексов, используемых для расчета HICP. Национальные HICP рассчитываются Евро-статом как средневзвешенные значения этих подиндексов. Каждой стране придается определенный вес. HICP публикуется в конце месяца, следующего за отчетным периодом, т. е. примерно через десять дней после публикации национальных индексов потребительских цен в Испании и Франции (эти страны последними среди EMU-5 публикуют свои индексы потребительских цен). Даже если к моменту публикации HICP информация уже отчасти известна рынку, это важная новость, поскольку данный показатель служит основным индексом инфляции для ЕЦБ, цель которого—удержать инфляцию потребительских цен в Еврозоне в диапазоне 0-2%.
МЗ—показатель денежного предложения, включающий все—от банкнот и монет до банковских депозитов. ЕЦБ внимательно отслеживает МЗ, поскольку это ключевой показатель инфляции. На заседании в декабре 1998 г. Управляющий совет ЕЦБ установил первый норматив роста объема МЗ на уровне 4,5%. Такое значение обеспечивает инфляцию ниже 2%, рост 2-2,5% и долгосрочное снижение оборота денег 0,5-1%. Темп роста контролируется по трехмесячной скользящей средней, чтобы исключить искажающее влияние месячной волатильности на информацию, представленную в агрегированном виде. Подход ЕЦБ к денежным ориентирам оставляет достаточно места для маневрирования и интерпретаций. Поскольку ЕЦБ не устанавливает для роста МЗ коридор, как это делал Бундесбанк, то при отклонении роста МЗ от нормативного значения не последует автоматических мер. Более того, хотя ЕЦБ считает МЗ ключевым индикатором, но он принимает во внимание и изменение других денежных агрегатов.
Безработица в Германии. Пресс-релиз Бюро труда включает количество безработных, а также его изменение по сравнению с предыдущим месяцем как с учетом сезонности (SA), так и не скорректированного на сезонность показателя (NSA). Уровень безработицы NSA публикуется вместе с данными о вакансиях, сокращенных рабочих сменах и количестве занятых (временно отменено в 1999 г.). В течение часа после выпуска пресс-релиза Бюро труда Бундесбанк публикует уровень безработицы SA. В день перед публикацией часто бывает утечка официальной информации из профсоюзного источника. Утечка обычно касается показателя уровня безработицы NSA в миллионах. Когда «Рейтер» сообщает точную цифру уровня безработицы NSA, полученную из «источников», то эта утечка обычно отражает официальные цифры. Часто слухи появляются почти за неделю до официальной публикации, но они, как правило, неточные. Более того, иногда международные издания давали неправильный перевод комментариев немецких чиновников, поэтому нужно осторожно относиться к интерпретации сообщений, основанных на слухах.
Бюджетные дефициты отдельных стран. В «Пакте о стабильности и росте» записано, что дефициты должны удерживаться на уровне менее 3% ВВП. Страны также имеют цели по дальнейшему сокращению своих дефицитов. Неспособность достичь этих целей широко отслеживается участниками рынка.
Информационно-исследовательский обзор IFO. Экономика Германии крупнейшая в Европе, на нее приходится свыше 30% совокупного ВВП. Любой углубленный анализ условий бизнеса в Германии рассматривается как анализ для Европы в целом. Немецкий институт IFO проводит ежемесячные опросы, в ходе которых свыше 7000 немецких фирм просят оценить деловой климат в Германии и рассказать о ближайших планах. Первоначально публикуется показатель делового климата и два подиндексов с равным весом: текущей экономической ситуации и деловых ожиданий. Типичный диапазон составляет от 80 до 120, и чем выше значение, тем больше уверенность бизнеса. Однако этот показатель особенно ценен, если сравнивается с предыдущим значением.
Читайте также: