Единый сельскохозяйственный налог
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, или ЕСХН) введена в действие на территории Российской Федерации с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. Она устанавливается в соответствии с положениями главы 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврат к общему режиму налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей — налога на доходы физических лиц), налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Сохраняется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения (ст. 346.1 НКРФ).
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном порядке (ст. 346.2 НК РФ).
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы составляет не менее 70%. К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату единого налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
■ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
■ организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации), не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Порядок и условия перехода на ЕСХН определен в ст. 346.3 НК РФ. Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря текущего года в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление установленной формы. Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, желающие использовать систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган.
Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы составила менее 70%, они должны произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. В этом случае налогоплательщики не уплачивают пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.
Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.
Объектом налогообложения выступают доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ). При определении и признании доходов и расходов учитываются положения главы 25 НК РФ. Перечень расходов включает в себя 29 позиций и является закрытым. Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 39-ФЗ расширен перечень расходов, налогоплательщики имеют право применять его с 1 января 2006 года. Например, в перечне отсутствуют расходы на капитальное строительство объектов производственного назначения, следовательно, они не будут учитываться при исчислении налогооблагаемой базы.
Расходы на приобретение основных средств и метод определения даты получения доходов принимаются в порядке аналогичном рассмотренному в применении к УСН.
Налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений налогового законодательства (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).
Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Плательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов (но не более чем на 30%). При этом сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиками при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН. Также и убыток, полученный при использовании системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не учитывается при переходе на общий режим (п. 5 ст. 346.6 НК РФ).
Существуют особенности налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Граждане, изъявившие желание создать такое хозяйство, заключают между собой соглашение, содержащее сведения о членах фермерского хозяйства, об их правах и обязанностях, о порядке распределения полученных в результате совместной деятельности плодов, продукции и доходов и другие необходимые положения, в том числе определение одного из участников соглашения в качестве главы фермерского хозяйства. При этом предусмотрено, что в полномочия последнего входит организация ведения учета и отчетности хозяйства.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства, осуществляемой в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что статус индивидуального предпринимателя приобретает только глава хозяйства, а остальные члены хозяйства такого статуса не получают, они не признаются плательщиками ЕСХН.
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, перешедший на уплату единого сельскохозяйственного налога, в представляемых им налоговых декларациях определяет налоговую базу по ЕСХН за отчетный или налоговый период на основании результатов коллективной деятельности в целом, а не полученные лично им доходы и произведенные расходы.
Каждый член хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме. Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются согласно заключенному соглашению. Полученные таким образом личные доходы в денежной и (или) натуральной форме являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 НК РФ.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетным — полугодие (ст. 346.7 НК РФ).
Налоговая ставка устанавливается в размере 6% (ст. 346.8 НКРФ).
Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога установлен в ст. 346.9 НК РФ. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа, уплачиваемого не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями соответственно не позднее 31 марта и 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата ЕСХН и авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются налогоплательщиками не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. По истечении налогового периода организации представляют налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля. Налоговые декларации предоставляются в налоговые органы по местонахождению организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Читайте также: