Финансовый контроль в системе планирования
Контрольная функция — это контроль рублем в процессе денежных отношений.
Главное назначение контроля состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию денежных средств с целью повышения эффективности производства товаров, оказываемых услуг.
Финансовый контроль должен действовать на всех стадиях кругооборота средств: финансирования, кредитования, взаимоотношения с бюджетом, при выполнении договоров поставок, при расчетах прибыли, рентабельности и т.д.
Особенность контроля рублем заключается в том, что он происходит непрерывно в процессе поступления и расходования средств, а также дополняется специальными проверками и обследованиями.
Объект контрольной функции — финансовые показатели деятельности предприятия, организации. Снижение показателей фондоотдачи, ликвидности, рентабельности свидетельствуют о неблагосостоянии предприятия.
Финансовый контроль производится особыми органами. Он имеет следующие виды:
1) общегосударственный;
2) ведомственный;
3) внутрихозяйственный;
4) общественный;
5) независимый (аудиторский).
Нет ни одной экономически развитой страны, которая не имеет государственных контрольных органов в финансовой сфере. К общим выработанным мировой практикой принципам финансового контроля относятся: законность, объективность, независимость, гласность,В современной России необходимость усиления контроля государства в финансовой сфере определяется недостаточным уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными факторами нецелевого использования средств федерального бюджета.
Институт финансового контроля представляет собой часть общей структуры контрольных органов государства и выступает как важнейший составной элемент финансового механизма, сущность которого отражена в его задачах и функциях. В число задач финансового контроля входят: обеспечение правильности составления и исполнения бюджета, соблюдение налогового и бюджетного законодательства; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов.
К функциям финансового контроля относится контроль:
1) за расходованием средств федерального бюджета;
2) за использованием государственной и муниципальной собственности;
3) за проведением приватизации;
4) за предоставлением льгот по налогообложению.
Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и не в фондовой формах. Поскольку финансы обслуживают все общественное производство, они и выступают универсальным орудием со стороны государства за рациональным распределением совокупного общественного продукта. Контрольная функция действует не изолированно, а в единстве с распределительной.
Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, объектом контроля являются последние. Контроль рублем — это контроль реального денежного оборота: при финансировании и кредитовании; осуществлении безналичных расчетов; уплате налогов, заработной платы и т.д.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание РФ и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным и полным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и иных финансово-кредитных учреждений РФ.
Задача контроля за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Главные задачи Казначейства — органлзация за исполнением бюджета и контроль за ним.
Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой.
В настоящее время можно назвать следующие недостатки существующей системы финансового контроля:
1) возможность использования средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов не по целевому назначению;
2) разобщенность действий контрольных органов, отсутствие единого плана контрольных мероприятий;
3) отсутствие теоретически проработанной концепции общегосу
дарственного финансового контроля.
Различаются такие формы финансового контроля, как предварительная, текущая, последующая.
Читайте также: