Управление оборотным капиталом

К нормируемым оборотным средствам относятся все товарно-материальные ценности, незавершенное производство, готовая продукция на складе и др.

К ненормируемым оборотным средствам относятся отгруженные товары, денежные средства, дебиторская задолженность, средства в расчетах (на их долю приходится около 10 %).

Весь процесс нормирования можно разделить на несколько этапов:

1) расчет норм запасов по отдельным элементам в днях;
2) определение однодневного расхода по отдельным элементам в
денежном выражении;
3) расчет частных нормативов по всем элементам нормируемых
оборотных средств;
4) суммирование отдельных нормативов по элементам в общую
сумму нормируемых оборотных средств.

Рассмотрим порядок расчета норматива по производственным запасам. Эта комплексная группа включает сырье, основные материалы, полуфабрикаты, топливо, запасные части и т.д. Норма по объему запасов товарно-материальных ценностей устанавливается в днях:

Сама норма состоит из времени пребывания материалов в текущем Нтек;, страховом Нст^, технологическом Нтехн, транспортном Н с запасах.
Таким образом, норма товарно-материальных ценностей в днях:

Текущий запас — один из основных элементов в норме запаса в днях. На его размер влияет периодичность поставок товарно-материальных ценностей. Допустим, что по расчетам норма текущего запаса восемь дней,-но принято брать в расчет 50%, т.е. четыре дня.

Страховой запас — это второй по значению, гарантирующий непрерывность процесса производства в случае нарушения условий и сроков поставки. Он в свою очередь устанавливается в размере 50 % от текущего запаса, т.е. в нашем примере два дня.

Технологический запас создается на период, необходимый на подготовку товарно-материальных ценностей к производству (сортировка, контроль качества, сушка и т.п.).

На предприятии этот запас определяется, исходя из технологии и специализации производства. Определим его в размере 1,5 дня.

Транспортный запас создается в том случае, если имеется разрыв между сроками грузооборота и документооборота. На разницу в сроках движения грузов и документооборота возникает необходимость иметь дополнительный запас товарно-материальных ценностей.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я