Управление оборотным капиталом

Безусловно, на состояние оборотных средств предприятия влияет уровень хозяйствования: наличие спроса на продукцию, формы расчетов с поставщиками, дебиторская и кредиторская задолженности, снижение постоянных затрат, эффективная ценовая политика, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение сверхнормативных запасов и т.д. Политика управления оборотными активами предусматривает:

1) дифференциацию состава оборотных активов с позиции особен
ностей их финансирования, т.е. разделение:
а) на постоянную потребность в оборотных активах как мини
мальной суммы оборотного капитала на планируемый период;
б) переменную или сезонную потребность в оборотных средствах;
2) формирование принципов финансирования отдельных групп оборотных активов.Различают:

а) консервативный подход — за счет собственных средств и не
большой доли долгосрочного кредита в пропорции 70 : 30;
б) умеренный подход — за счет собственных средств и долго
срочного кредита и привлечения краткосрочного заемного
капитала в пропорции 50 : 50;
в) агрессивный подход — за счет собственного и долгосрочного
заемного капитала и значительного привлечения заемных и
привлеченных средств в пропорции 30 : 70.

Практика использования оборотного капитала в российских условиях показывает, что замедление и недостаток оборотных средств связаны с управлением ликвидностью.

Управление оборотными активами являются обязательным условием для платежеспособности предприятия. Ликвидность оборотных активов влияет на недостаток оборотных средств, их замедление, увеличение дебиторской задолженности.

Различают управление ликвидностью, запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами.

Обеспечение достаточной ликвидности оборотных активов связано с их делением на высоколиквидные, среднеликвидные и трудноликвидные. Высоколиквидные — денежные средства, ликвидные финансовые вложения: среднеликвидные — краткосрочная дебиторская задолженность, готовая продукция и запасы на складе; трудноликвидные — долгосрочная дебиторская задолженность, неликвидные запасы и затраты для непрерывного технологического процесса.

Управление запасами можно разделить на две части: первая часть нормированная, она же и отчетность, которая позволяет оперативно управлять запасами; вторая часть — знание общей стратегии предприятия позволяет вносить коррективы в формирование запасов.

Управление дебиторской задолженностью — это наиболее сложный процесс, но и здесь есть определенные меры, наработки, порядок управления:

J) на предприятии должны быть люди, специально внедренные для работы с дебиторами;

2) необходимо вести постоянный реестр дебиторов;
3) необходимо разбить дебиторов на группы; наиболее крупные, средние, мелкие;

4) разбить дебиторов по срокам дебиторской задолженности:
а) краткосрочная — 30—50 дней — дебиторы могут получать отсрочки;
б) среднесрочная — 50—90 дней — дебиторы могут получать
скидки за оплату, товарные векселя, небольшие отсрочки;
в) долгосрочная — 91—150 дней — могут получать залоги, векселя;

5) планирование движения дебиторской задолженности и сравнение с фактическими данными;

6) группа работает с помощью:
а) телефонных переговоров;
б) выездам к задолжникам;
в) разработки схем погашения долгов дебиторов;
г) разработки бартерных схем;
д) оказания услуг в реализации продукции.

Ситуация, при которой предприятие имеет кредиторскую и дебиторскую задолженности, достаточно ординарна для российских условий. Однако есть основные приемы управления дебиторской задолженностью, которые помогают справляться с ситуациями роста задолженностей для клиентов.

Большое внимание при управлении дебиторской задолженностью должно уделяться разработке гибких контрактов с различными условиями оплаты.

Важное направление повышения эффективности использования оборотных средств — управление денежными средствами, предполагающее определение оптимального соотношения между поддержанием текущей платежеспособности и получением дополнительной прибыли от вложения этих средств.

Существуют следующие альтернативы по увеличению потока денежных средств; улучшение управления кредиторской и дебиторской задолженностью, инвестирование в основные средства, увеличение продажных.цен на продукцию, получение более выгодных целевых кредитов у поставщиков, привлечение банковских ссуд для покрытия дефицита.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я