Стоимость и цена ценной бумаги

Стоимость ценной бумаги и стоимость товара. Понятие стоимости ценной бумаги не совпадает с понятием стоимости обычного товара, так как ценная бумага не производится. Ее объективной экономической основой, или источником происхождения, является не труд непосредственно, а его абстрактная форма — капитал.

Двойственный характер стоимости ценной бумаги. Ценная бумага есть единство титула капитала (действительного капитала) и самого капитала (производного капитала), а потому в отличие от простого товара, который имеет только одну стоимость — стоимость самого товара, ценная бумага обладает двумя стоимостями:

1) нарицательной стоимостью, или стоимостью в качестве представителя действительного капитала;

2) рыночной стоимостью, или стоимостью в качестве производного капитала.

Нарицательная стоимость ценной бумаги находит свое выражение в той сумме денег, которую ценная бумага представляет при обмене ее на действительный капитал на стадии ее выпуска или гашения. Эта сумма денег называется номиналом ценной бумаги.

Рыночная стоимость ценной бумаги возникает в результате капитализации ее имущественных прав, ибо благодаря этому процессу ценная бумага превращается в капитал, хотя и «бумажный».

Стоимость ценной бумаги как капитализация ее прав. Главное имущественное право в ценной бумаге заключается в праве на доход, поэтому стоимость ценной бумаги есть, прежде всего, капитализация дохода. Однако получение начисляемого дохода — не единственное право по ценной бумаге у ее владельца, остальные права тоже имеют то или иное основание в ее стоимости или являются стоимостнообразующими факторами.

Понятие капитализации. Капитализация начисляемого дохода — это частное от деления этого дохода на рыночную (обычно банковскую) процентную ставку. Капитализация позволяет рассчитывать величину капитала, который, будучи положен на депозит под эту процентную ставку, станет приносить доход, равный начисляемому доходу.

В отличие от права на доход другие права по ценной бумаге не поддаются строгой количественной оценке. Чем больше их значимость с точки зрения рынка, тем выше роль субъективно-психологических оценок.

Рыночная цена ценной бумаги — это денежная оценка ее рыночной стоимости.

На практике рыночная цена ценной бумаги имеет такие названия, как курсовая стоимость, курсовая цена, курс, рыночная котировка и т.п.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я