Мировой рынок обязательств

Главное отличие рынка обязательств от кредитного рынка заключается в оформлении долга заемщика в форме ценной бумаги, свободно обращающейся на рынке. Кредитором в этом случае выступает не конкретная фирма или банк, а рынок. Облигация может многократно переходить из рук в руки, прежде чем она будет предъявлена организации-эмитенту к погашению.

Эмитировать облигации могут: международные организации; национальные правительства; правительства регионов и провинций; муниципалитеты, квазигосударственные эмитенты (государственные и частно-государственные банки и корпорации), коммерческие банки; корпорации и другие организации.

Еврооблигации, т.е. облигации, номинированные в евровалютах (долларах, иенах и т.д.), составляют около 10% мирового рынка обязательств, но в международных экономических и валютно-кредитных отношениях они играют ведущую роль. Новыми тенденциями рынка в конце 90-х — начале 2000-х годов стали рост участия на рынках институциональных инвесторов — страховых компаний, пенсионных и взаимных фондов. Другой важной тенденцией стало увеличение размеров облигационных эмиссий. Сейчас уже привычными стали крупные эмиссии, так называемые эмиссии «джамбо», превышающие по объему 4 млрд дол. Одновременно с этим в начале века наметился процесс «бегства к качеству», или «несклонности к риску» (risk aversion). Инвесторы предпочитают безопасные формы инвестиций, несмотря на высокую доходность альтернативных, более рисковых видов вложений,

Международные организации, такие, как Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, региональные банки реконструкции и развития, проявляют в последние годы растущую активность на рынке еврооблигаций. Обладая самыми высокими рейтингами, в условиях усиления тенденции «бегства к качеству», они получили возможность расширить свою долю рынка. Они эмитировали несколько крупных облигационных выпусков типа «джамбо».

Государства и квазигосударственные заемщики также постепенно расширяют свою долю рынка. Среди развитых стран с высокими рейтингами значительную эмиссионную активность в последние годы демонстрируют Канада, Швеция, Испания и Италия, а среди развивающихся — Аргентина, Ливан, Мексика и Таиланд.

Среди квазигосударственных заемщиков — государственных и частно-государственных организаций — своей активностью на рынке еврооблигаций выделяются американские Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или «Фенни Мей») и Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита (FHLMC, или «Фредди Мак»).

Региональные правительства также довольно активны. Например, правительство канадской провинции Онтарио заимствует больше правительства самой Канады.

Корпорации и финансовые институты, в свое время создавшие еврорынки, продолжают занимать лидирующее положение, ежегодно эмитируя от 50 до 75% общего объема еврозаймов. При этом нефинансовые предприятия предпочитают выпуски с фиксированной ставкой, а финансовые организации — с плавающей ставкой. Среди частных заемщиков заметны существенные региональные различия. Если в США доля корпоративных заемщиков на еврорынке превышает 70%, а на банки и финансовые организации приходится 30%, то среди европейских заемщиков 80% составляют финансовые организации, а европейские корпорации предпочитают финансироваться за счет национального банковского кредита.

Организация выпуска еврооблигаций — довольно трудоемкая и дорогостоящая процедура. Она начинается с того, что заемщик проводит тендер среди желающих стать генеральным управляющим выпуска облигаций. В тендере принимают участие инвестиционные банки, специализирующиеся на выводе новых облигационных выпус-ков на рынок. Генеральный управляющий обычно создает синдикат финансовых организаций — участников первичного размещения облигаций. Они проводят андеррайтинг, т.е. дают гарантию выкупить у заемщика весь выпуск (или его определенную часть). Следующий этап — организация презентации выпуска, которая проводится с участием высокопоставленных представителей эмитента и генерального управляющего. Наконец, запускается торговля облигациями.

Виды облигаций, обращающихся на рынке, весьма разнообразны. Насчитывается более 80 специальных терминов, обозначающих различные виды облигаций. Наиболее важными и распространенными являются стандартные облигации с фиксированной купонной ставкой (strait) и облигации с плавающей купонной ставкой (floating-rate notes, или FRNs). Ставка последних чаще всего определяется по ставке лондонского рынка банковских депозитов (LIBOR). Большое распространение получили также конвертируемые облигации. Эти облигации по желанию инвестора можно конвертировать в обыкновенные или привилегированные акции данного эмитента. В последние годы быстро развиваются программы выпуска среднесрочных облигаций, именуемых MTN. Программы предусматривают многократный выход эмитента на рынок с различными облигациями и предлагают гибкие формы регулярных заимствований. Они напоминают кредитные линии банков, но кредитором здесь выступает сам рынок. Гибкость и возможность подстраиваться под конкретного инвестора дают возможность MTN успешно конкурировать с банковскими кредитами. Еврорынок MTN возник в начале 1990-х годов, и в течение первого десятилетия было запущено более 10 тыс. программ с использованием 32 валют. MTN часто бывают рассчитаны на очень длительные периоды. Например, компания «Уолт Дисней» в 1993 г. в рамках программы MTN выпустила 100-летние облигации.

Регулирование рынка еврооблигаций осуществляют профессиональные объединения участников рынка — Ассоциация дилеров международных облигаций (ISMA) и Ассоциация участников первичного рынка (IPMA), Национальные органы регулирования на еврорынки практически не влияют.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я