Механизм функционирования финансового рынка

В соответствии с концепцией эффективности рынка (которая является важным теоретическим положением, определяющим механизм его функционирования), выделяют три уровня этой эффективности.

Первый уровень, характеризующий слабую степень эффективности рынка, отражает ситуацию, когда ценообразование на основные финансовые инструменты базируется в основном на их динамике в предшествующем периоде.

Второй уровень, характеризующий среднюю степень эффективности рынка, отражает ситуацию, когда ценообразование на основные финансовые инструменты кроме информации об их динамике в предшествующем периоде отражает и другую опубликованную общедоступную информацию.

Третий уровень, характеризующий сильную степень эффективности рынка, отражает ситуацию, когда процесс ценообразования базируется не только на общедоступной, но и неопубликованной информации, а также на результатах ее фундаментального анализа. В этом случае уровень цен на отдельные финансовые инструменты всегда будет отражать уровень их доходности, соответствующий уровню их риска. Иными словами, сильная степень эффективности рынка характеризует состояние ценообразования на основные финансовые инструменты, отражающего всю имеющуюся информацию о них.

Рассмотренные принципиальные положения характеризуют механизм функционирования финансового рынка в целом и отдельных его видов. Вместе с тем, механизм функционирования отдельных видов финансовых рынков имеет специфические особенности, определяемые показателями цены (рыночной стоимости) обращающихся на них финансовых инструментов; системой факторов, влияющих на формирование конкретного уровня цен (рыночной стоимости) этих инструментов; методах котировки (формирования) цен участниками рынка и т.п. В связи с этим представляет интерес рассмотрение основных особенностей функционирования каждого из видов финансового рынка.

1. Особенности механизма функционирования кредитного рынка заключаются прежде всего в том, что он базируется на специфических исходных элементах этого рынка — спросе на кредитные ресурсы и их предложении. Однако главной особенностью этого рынка является то, что ценой на нем выступает ставка процента за кредит. В отличие от цен на реальные товары ставка процента за кредит формируется исходя из потребительской стоимости, а не стоимости.

В зависимости от форм обращения денежных активов на кредитном рынке ставка процента за кредит может приобретать на нем различные обличья— кредитный процент, депозитный процент, межбанковский процент, учетный процент и т.п. Различаясь по своему уровню эти виды процента за кредит не меняют своей сущности, являясь ценой кредитных ресурсов (предлагаемых к продаже денежных активов). Тем не менее в составе этих видов цен на кредитные ресурсы приоритетную роль играет учетная ставка центрального банка, динамика которой определяет движение других носителей цены на денежные активы, предлагаемые к продаже.

Учетная ставка центрального банка является регулируемым государством показателем; это регулирование осуществляется исходя из макроэкономических факторов в соответствии с финансовой политикой государства. Что касается механизма рыночного саморегулирования уровня процента за кредит, то он строится с учетом иных факторов, основными из которых являются:

• установленный центральным банком уровень учет
ной ставки. Он является минимальным нормативным по
казателям формирования уровня цен на кредитные ре
сурсы при их продаже;
• прогнозируемый темп инфляции. С учетом этого фак
тора возмещается возможная потеря реального дохода
продавцов кредитных ресурсов в форме уровня инфля
ционной премии;
• уровень кредитного риска. Он характеризует риск
невозврата (или несвоевременного возврата) заемщиком
полученного кредита и обусловленной суммы процента
по нему. Уровень кредитного риска в свою очередь опре
деляется многими факторами, среди которых наиболее
важную роль играют состояние кредитоспособности и
платежеспособности заемщика, его деловая репутация
и форма обеспечения кредита. Уровень кредитного риска
возмещается обычно в форме уровня премии за риск;
• уровень ликвидности кредита. Он характеризуется
сроком предоставления кредита и возмещается в форме
соответствующего уровня премии за ликвидность;
• уровень маржи. Он представляет собой разницу
между уровнем цен продажи и покупки кредитных ресурсов
банком или другим кредитно-финансовыми учреждением.
Маржа предназначена для покрытия операционных затрат,
уплаты налоговых платежей и формирования прибыли
по кредитной деятельности продавца кредитных ресурсов.
С учетом перечисленных основных факторов цена предложения денежных активов на кредитном рынке их продавцом формируется на дифференцированной основе по каждому конкретному кредиту в соответствии со следующей моделью:
цпк = УС + ип + ПР + гат + м,где ЦПК—уровень кредитного процента;УС—уровень действующей учетной ставки центрального банка страны;

ИП —уровень инфляционной премии, приравниваемый обычно к прогнозируемому темпу инфляции;
ПР—уровень премии за риск, рассчитанный исходя из уровня кредитного риска по конкретному заемщику;
ПЛ —уровень премии за ликвидность, определяемый сроком предоставления кредита с учетом оценки его будущей стоимости; М—уровень маржи, определяемый конкретным кредитно-финансовым учреждением с учетом специфики условий осуществления его кредитной деятельности.

В процессе ценообразования на кредитном рынке могут быть учтены и другие факторы, определяющие уровень цен продаваемых денежных активов.

2. Особенности механизма функционирования рынка ценных бумаг заключается а том, что спрос на нем формируют инвесторы, а предложение — эмитенты различных фондовых инструментов. Соответственно уровнем цен на этом рынке выступают котируемые рыночные цены на отдельные виды ценных бумаг.

В основе спроса инвесторов лежит потребность в получении дохода на вложенный в приобретение ценных бумаг капитал (в форме процентов и дивидендов, а также прироста курсовой их стоимости). Уровень этого дохода не может быть ниже уровня нормы прибыли на капитал при безрисковых инвестициях. Любые иные формы инвестиционного выбора в соответствии с концепцией эффективности рынка должны приносить одинаковый уровень дохода при одинаковом уровне риска. Соответственно более высокая норма доходности по отношению к уровню риска по конкретному фондовому инструменту будет формировать более высокий объем спроса на него и наоборот.
В основе предложения эмитентов лежат, как правило, потребности в обеспечении развития реального производства (операционной деятельности) необходимыми финансовыми (инвестиционными) ресурсами, объем которых не может быть сформирован за счет внутренних источников. При этом эмиссия ценных бумаг является для хозяйствующих субъектов (или государства) лишь одной из альтернативных форм привлечения финансовых ресурсов за счет внешних источников. Если стоимость привлечения кредитных ресурсов будет ниже, чем привлечение средств на рынке ценных бумаг, их эмиссия может не состояться (при прочих равных условиях).

Таким образом, цена спроса и цена предложения на рынке ценных бумаг определяется различными экономическими интересами инвесторов и эмитентов, а соответственно и различными специфическими факторами, учитывающими условия формирования этих интересов. Реальный процесс совершения сделок на рынке ценных бумаг, а соответственно и процесс реального ценообразования, происходит только в том случае, если экономические интересы инвесторов и эмитентов совпадают. При этом определенное влияние на процесс ценообразования на этом рынке оказывает и спекулятивный капитал.

Среди факторов, формирующих объем спроса и соответственно влияющих на цены спроса на рынке ценных бумаг, основными являются следующие:

• пропорции распределения текущего дохода инвесторов
на потребление и накопление, определяющие объем их
финансового потенциала осуществления сделок с цен
ными бумагами;

• уровень доходности ценных бумаг и его соответст
вие уровню риска (любое превышение первого показателя
над вторым приводит к росту объема инвестиционного
спроса);

• уровень ликвидности отдельных ценных бумаг. Он оп
ределяется общей активностью фондового рынка под вли
янием макроэкономических факторов, а также инвестици
онными качествами конкретных фондовых инструментов;
• динамика уровня учетной ставки центрального банка.
Она оказывает существенное влияние на уровень доход
ности, а соответственно и объем спроса по долговым
ценным бумагам;

• прогнозируемый темп инфляции. Он служит для
"инфляционной очистки" уровня предполагаемого инвестиционного дохода путем включения в него премии за риск.

Среди факторов, формирующих объем предложения, а соответственно влияющих на цены предложения на рынке ценных бумаг, основными являются следующие:

• состояние экономики и инвестиционного климата в
стране, определяющие объем инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов и финансовых ресурсов их удовлетворения за счет эмиссии ценных бумаг;
• стоимость привлечения финансовых ресурсов из других
альтернативных внешних источников;


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я