Система информационного обеспечения финансового менеджмента

Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от ее информационного обеспечения. В условиях перехода к рыночной экономике известная формула "время — деньги" дополняется аналогичной формулой: "информация — деньги". Применительно к финансовому менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития. Чем больший размер капитала используется предприятием, чем более диверсифицирована его хозяйственная деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Информационная система (или система информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей. Круг основных пользователей финансовой информации предприятия представлен на рис. 2.5.

Характеризуя состав пользователей информации, входящей в информационную систему финансового менеджмента, следует отметить, что круг интересов внешних и внутренних потребителей этой информации существенно различается.

Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.

Внутренние пользователи наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг финансовых показателей, формируемых из внешних источников, которые также входят в информационную систему финансового менеджмента.

Высокая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы финансового менеджмента. Так, к информации, включаемой в эту систему, предъявляются следующие основные требования.

1. Значимость, которая определяет насколько при
влекаемая информация влияет на результаты принима
емых финансовых решений, в первую очередь, в про
цессе формирования финансовой стратегии предприятия,
разработки целенаправленной политики по отдельным
аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих
и оперативных финансовых планов.

2. Полнота, которая характеризует завершенность
круга информативных показателей, необходимых для
проведения анализа, планирования и принятия опера
тивных управленческих решений по всем аспектам фи
нансовой деятельности предприятия.

3. Достоверность, которая определяет насколько
формируемая информация адекватно отражает реальное
состояние и результаты финансовой деятельности,

Состав основных требований, предъявляемых к информации, включаемой в информационную систему финансового менеджмента.правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема.

4. Своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Отдельные виды информативных показателей, используемых в финансовом менеджменте, "живут" в его информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день, (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие — месяц, квартал и т.п.

5. Понятность, которая определяется простотой ее
построения, соответствием определенным стандартам
представления и доступностью понимания (а соответст
венно и адекватного ее толкования) теми категориями
пользователей, для которых она предназначается. Не
следует однако смешивать требования понятности ин
формации для определенной категории пользователей
с ее универсальной доступностью для понимания все
ми участниками финансовой деятельности предприятия,
так как ряд из них может не иметь достаточного уровня
квалификации для адекватной ее интерпретации.

6. Релевантность (или избирательность), определяю
щая достаточно высокую степень используемости форми
руемой информации в процессе управления финансовой
деятельностью предприятия. "Информационное перепол
нение" системы финансового менеджмента усложняет
процесс отбора необходимых информативных данных
для подготовки конкретных управленческих решений,
приводит к формированию малосущественных альтер
нативных проектов этих решений, удорожает процесс
информационного обеспечения управления финансовой
деятельностью предприятия.

7. Сопоставимость, которая определяет возможность
сравнительной оценки стоимости отдельных активов и
результатов финансовой деятельности предприятия во
времени, возможность проведения сравнительного фи
нансового анализа предприятия с аналогичными хозяй
ствующими субъектами и т.п. Такая сопоставимость
обеспечивается идентификацией определения отдельных
информативных показателей и единиц их измерения,
использованием соответствующих национальных и меж
дународных стандартов финансовой отчетности, после
довательностью и стабильностью применяемых методов
учета финансовых показателей на предприятии.

8. Эффективность, которая применительно к фор
мированию информационной системы финансового
менеджмента означает, что затраты по привлечению
определенных информативных показателей не должны
превышать эффект, получаемый в результате их исполь
зования при подготовке и реализации соответствующих
управленческих решений.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я