Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия

На современном этапе основные направления государственного нормативно-правового регулирования финансовой деятельности предприятий включают:

Регулирование финансовых аспектов создания предприятии различных организационно-правовых форм.

Регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятии.

Регулирование порядка и форм амортизации основных средств и нематериальных активов.

Регулирование кредитных операций.

Регулирование денежного обращения и форм расчетов.

Валютное регулирование.

Регулирование инвестиционных операций.

Налоговое регулирование.
Регулирование рынка ценных бумаг.
Регулирование операций страхования на финансовом рынке.
Регулирование порядка и форм санации предприятий.

Регулирoвание процедур банкротства и ликвидации предприятий.

1 Регулирование финансовых аспектов создания предприятий различных организационно-правовых форм. Так, действующее законодательство регламентирует минимальный размер уставного фонда предприятий, создаваемых в формах общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок проведения эмиссии акций, объем приобретения пакета акций его учредителями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период предусмотренного срока открытой подписки и некоторые другие финансовые аспекты их учреждения.

2. Регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия. Это регулирование определяет порядок организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета; содержание Плана счетов и порядка его применения; содержание бухгалтерского отчетного баланса и стандарты финансовой отчетности предприятия; рекомендации по организации и ведению учета отдельных видов активов, финансовых обязательств и других финансовых операций. Перечисленные формы регулирования в основном отражают существующий опыт организации финансового учета в странах с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом национальные традиции его ведения. Формируемая в процессе финансового учета и отчетности информационная база позволяет получить достаточно полную и достоверную информацию о финансовой деятельности и финансовом состоянии предприятия как для внутренних, так и для внешних пользователей (руководителей и финансовых менеджеров предприятия, акционеров и других собственников, потенциальных инвесторов, кредиторов, контролирующих органов и др.).

3. Налоговое регулирование. Оно безусловно составляет основу государственного регулирования не только финансовой, но и всей хозяйственной деятельности предприятий в рыночной экономике. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются и утверждаются в законодательном порядке. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и взносов в государственные целевые фонды, которые уплачиваются в установленном порядке. Система налогообложения дифференцируется по отдельным уровням, а также по источникам уплаты налогов (последняя дифференциация налогов особенно важна для управления финансовой деятельностью предприятия). Так, по источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи делятся на три группы: 1) налоги и сборы, включаемые в цену продукции; 2) налоги, сборы и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции; 3) налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые за счет прибыли предприятия. Учитывая, что эта группа налоговых платежей играет определяющую роль в механизме финансового управления предприятием, рассмотрим ее более подробно.

В группе налоговых платежей, включаемых в цену продукции, главное место занимают:

• налог на добавленную стоимость. Он является
частью вновь созданной предприятием стоимости про
дукции в процессе ее реализации покупателям. Базой его
исчисления является объем реализации продукции пред
приятия (за отдельным изъятием предусмотренных сумм);

• акцизный сбор. Он является непрямым налогом
на высокорентабельные и монопольные товары, который
включается в состав их цены. Промышленные предприя
тия уплачивают этот налог при производстве подакцизных
товаров, а торговые предприятия — при их импорте. Пере
чень товаров, на которые устанавливается акцизный сбор,
и его ставки подлежат законодательному утверждению;
• таможенные пошлины. Товары, ввозимые на территорию страны и реализуемые в ней, подлежат обложению по единым таможенным тарифам, дифференцированным по видам товаров, группам стран и т.п.- Эти ставки являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
В группе налогов, сборов и других обязательных платежей, относимых на себестоимость продукции, основное место занимают следующие их виды:

• отчисления на обязательное социальное страхование;

• отчисления на обязательное пенсионное страхование;

• отчисления на обязательное медицинское страхование;

• отчисления для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

• отчисления в фонд содействия занятости населения.

Так как эти налоги и сборы в составе себестоимости входят в цену продукции, они также возмещаются предприятию в процессе ее реализации.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я