Мотивация
Согласно опросу, проведенному лондонской газетой "Тайме", наличие эффективной системы льгот для многих значит не меньше, чем уровень зарплаты.Помимо перечисленных выше дополнительных льгот фирмы с целью мотивации своих работников могут также:
увеличивать зарплату хорошим работникам каждые полгода, выплачивать премию за выслугу лет через 5, 10 и более лет, принимать на себя личные заботы и проблемы сотрудников (невыплаченные банковские кредиты, проблемы с детьми, помощь при болезни и т. д.).
Специалисты, работающие в области управления персоналом, отмечают изменение характера мотивации работников, происшедшее в результате воздействия экономических реформ.
Что же такое мотивация работников?
Чтобы обеспечить эффективное функционирование организации, необходимо эффективное управление деятельностью ее сотрудников.
Основная задача управления деятельностью сотрудников организации состоит в том, чтобы как минимум обеспечить качественное выполнение ими своих должностных обязанностей, а как максимум добиться их заинтересованного, творческого подхода к решению задач» стоящих перед организацией.
Управление деятельностью сотрудника осуществляется с помощью механизмов мотивации и стимулирования.
Под мотивом того или иного действия работника понимаются причины (пусть не всегда осознанные), побудившие его это действие совершить.
Мотивация — это процесс, актуализирующий мотивы совершения действий работником для достижения целей организации, иными словами, процесс активизации мотивов, побуждающих работника действовать. В основе процесса мотивации работника — удовлетворение его потребностей.
Потребности подразделяются на первичные (физиологические) — в пище, воде, сне и т. п. — и вторичные (психологические) — в определенном положении в обществе, привязанностях, уважении, самореализации, успехе.
Степень удовлетворения потребностей работника в результате предпринятых им действий может оказывать влияние на мотивы его действий, что, в свою очередь, должно вызывать корректировку мотивации работника со стороны его непосредственного руководства.
Современная наука об управлении уделяет значительное внимание изучению процесса мотивации и его результативности.
Среди теорий мотивации можно выделить более ранние, так называемые содержательные, к числу которых относятся иерархия потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга.
Содержательные теории мотивации основаны в первую очередь на той роли, которую играют потребности при принятии решения работника о действиях.
К более поздним, так называемым процессуальным теориям мотивации относятся теория ожидания, теория справедливости, модель мотивации Портера — Лоулера, которые наряду с потребностями отводят существенную роль также восприятию работником ситуации, его ожиданиям, возможным последствиям выбранного им поведения.
Мотивация работника реализуется посредством его вознаграждения за результаты работы.
Что же может выступать в качестве вознаграждения работника?
Вознаграждением являются и зарплата, и продвижение по службе, и служебный статус, и дополнительные льготы, которые мы перечисляли выше. Все это так называемые внешние формы вознаграждения.
Внутренними формами вознаграждения являются удовлетворение работника от достигнутого результата, чувство самоуважения, уверенности в себе, которые дает работа.
Стремление работника удовлетворить свои потребности осуществляется посредством вознаграждения за полученные в процессе работы результаты.
Разные люди в соответствии со своими индивидуальными системами предпочтений, обусловленными особенностями личности, общественного положения, региона, страны, состоянием экономики и т. д., стремятся к удовлетворению своих потребностей, по-разному определяя их сравнительную значимость и оптимальное сочетание.
Основополагающую роль в понимании механизмов мотивации играет иерархия потребностей, впервые предложенная Абрахамом Маслоу. Маслоу систематизировал потребности человека, разбив их на 5 классов.
В иерархии Маслоу потребности упорядочены в том смысле, что к каждой последующей человек переходит после того, как удовлетворены потребности предыдущего уровня.
Читайте также: