Новые роли
Системная структура (генеративный тип)Паттерны поведения (респонсивный тип)
События (реактивный тип)
Основной вопрос состоит в том, на чем должно быть сконцентрировано внимание лидера и организации в целом?
В современном обществе основное внимание принято уделять событиям. Массмедиа способствуют усилению этого эффекта, уделяя особое внимание краткосрочным драматическим событиям, что естественным образом приводит к объяснению происходящего языком этих событий: "Вчера было объявлено о высоких прибылях за четвертый квартал, и индекс Доу-Джонса подскочил на шестнадцать пунктов".
Несколько реже встречаются в современной культуре объяснения на основе поведенческих паттернов (пример "тренд-анализ"). Еще одним примером может служить хорошая редакторская статья, рассматривающая совокупность текущих событий в контексте долгосрочных исторических изменений. Системные структурные объяснения идут еще дальше, отвечая на вопрос: "Какие факторы определяют поведенческие паттерны?"
В некотором смысле все три уровня объяснений являются достоверными. Но вот их полезность различна. Событийные объяснения кто и что сделал обрекают на реактивную установку восприятия изменений. Объяснения при помощи паттернов поведения фокусируются на выявлении долгосрочных трендов и их оценке. По крайней мере, они подсказывают, как можно реагировать на изменившиеся условия. Но только структурные объяснения адресуются к истинным причинам поведения, причем на том уровне, на котором действительно возможны хоть какие-то изменения.
В общем, и целом лидеры современных институтов фокусируют внимание на событиях и моделях поведения, и под их влиянием все в организации поступают подобным же образом. Вот почему современные организации главным образом занимают реактивную позицию или в лучшем случае респонсивную и редко являются генеративными. С другой стороны, в обучающихся организациях руководители учитывают все три уровня, но их основное внимание концентрируется на системной структуре. На собственном примере они обучают сотрудников организации поступать аналогичным образом.
Лидер как стюард
В отличие от функций лидера как дизайнера и учителя еще одна сторона деятельности руководителя определяется его установками. Хотя роль стюарда всегда признавалась одним из аспектов деятельности лидера, единой точки зрения относительно ее источника не сложилось. По нашему мнению, наиболее близко к пониманию подлинного смысла данной функции подошел Роберт Гринлиф в своей основополагающей работе "Руководство как служение". Он утверждает, что "лидер-слуга, прежде всего, является слугой Функция начинается с естественного желания служить и быть при этом первым, стать лидером. Такой человек принципиально отличается от индивидов, которые в первую очередь являются лидерами, возможно, потому, что последних направляет жажда власти или стремление к материальным благам".
Лидерство как служение может рассматриваться в двух плоскостях: как служение сотрудникам организации и как служение во имя таких высоких целей, как выполнение миссии, определяющей всю деятельность компании. Первый тип развивается из глубокой оценки воздействия лидера на людей. Бездарный руководитель наносит подчиненным экономический, эмоциональный и духовный ущерб. Сотрудники обучающихся организаций отличаются повышенной уязвимостью, так как они воспринимают задачи компании как свои собственные, имеют перед ней определенные обязательства. Понимание этого обстоятельства внушает лидеру чувство ответственности. Второй тип служения проистекает из осознания лидером личной заинтересованности и преданности общей миссии организации. Естественный импульс к обучению реализуется лишь тогда, когда люди занимаются делом, которое считают достойным своей приверженности. Или, как отмечает Лоренс Миллер: "Прибыль сама по себе отнюдь не является целью, способной мобилизовать самые благородные стороны нашей души".
Естественно, что лидеры, "возводящие здания" обучающихся организаций, должны помнить о выходящих за пределы их непосредственной деятельности глобальных целях. Они ощущают себя частью механизма, при помощи которого изменяется способ ведения бизнеса, и не из туманных филантропических побуждений, а из твердого убеждения в том, что их усилия ведут к созданию более продуктивных структур, способных к достижению более высоких уровней организационного успеха и личной удовлетворенности, чем в традиционных образованиях.
Читайте также: