Организация финансового контроля
Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности, имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных операций.Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены ли все реквизиты; наличие исправлений, подчисток; правильность итогов и т. п.).
Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.
Аналитически-нормативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле выпущенной продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов и т. д.
Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель такой проверки — убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.
Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция, хищение, приписка и т. п.
Метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто незаконная.
Внедрение в учетный процесс современной вычислительной техники вносит существенные изменения в организацию и методику финансового контроля. Механизация и автоматизация обработки экономической информации расширяет круг ревизионных задач и одновременно значительно снижает техническую трудоемкость ревизий и проверок.
Прежде всего необходимо тщательно изучить принятый на проверяемом объекте проект механизации и автоматизации учета, его применение, достоверность носителей входящей информации и выходных документов. Необходимо изучить качество самого проекта и предусмотренной им системы контроля, выявления и исправления ошибок, возникающих при проверке исходной информации, регистров синтетического и аналитического учета, отчетных показателей. Также следует установить, насколько эффективна применяемая система текущего контроля на основных стадиях обработки учетной информации: при приемке и регистрации первичной документации; при арифметической обработке документов; при создании машинных носителей информации и т. п.
Важное значение имеет изучение применяемой на объекте системы кодов, их правильность. Следует установить, не допускается ли кодирование документов самими материально-ответственными лицами.
Вместе с тем при механизации и автоматизации учета проверяющий не может ограничиться только проверкой технической постановки задач и их решения. Как и при ручной технике ведения учета, изучение первичных документов остается основным способом выявления различных нарушений финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных объектов.
Результативность ревизии или проверки в значительной степени зависит от качества составленного акта.
Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и разнообразие вопросов, с которыми проверяющий сталкивается в процессе своей работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и систематизировать материал в соответствии с разделами и вопросами программы и рабочего плана.
На основе систематизированного материала составляется акт. Акт ревизии (справка) — это не просто перечень допущенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, это документ, который должен послужить основанием для правильных выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии (справке) предъявляется ряд требований.
Прежде всего акт ревизии должен содержать системное изложение выявленных нарушений, основанное на конкретных фактах и документах. В обязательном порядке надо указывать полное наименование нормативного документа, положения которого были нарушены. В необходимых случаях записи в акте надо подкреплять копиями (или подлинниками) документов, на основании которых сделано нарушение или злоупотребление. Составляя акт, проверяющий должен заносить в него только те факты, которые послужат в последующем для выводов, предложений, рекомендаций, указаний. Не следует загружать акт второстепенными деталями, описанием многочисленных мелких однотипных нарушений. Все это лучше сосредоточить в промежуточном акте, справке, ведомости и приложить их к основному акту ревизии, изложив в нем основную суть и общие итоги. В изложении фактов проверяющий должен соблюдать строгую объективность, не употреблять выражений, свойственных органам следствия или прокуратуры. Нарушения, установленные путем обследования или анализа, следует заносить в акт только после фактической и документальной проверки. Недопустимо, когда в акт заносятся недостаточно проверенные нарушения, которые в последующем могут быть опровергнуты, или видимые, а не действительные причины выявленных нарушений. После написания акта его содержание необходимо согласовать с лицами, которые его будут подписывать. После согласования, уточнения, дополнительной проверки фактов, по которым имеются возражения, текст акта передается для печатания. Напечатанный акт подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером ревизируемого объекта. Один экземпляр акта выдается руководителю проверяемого объекта под расписку на первом экземпляре. После подписания акта начинается реализация материалов ревизии или проверки. Она состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных недостатков. В тех случаях, когда ревизией (проверкой) выявлены серьезные нарушения, влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются следственным органам. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, когда все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.
Читайте также:
Страницы: 1 2