Сущность, содержание и принципы финансового планирования

Вся история становления и развития финансового планирования в СССР — это история поисков источников финансирования решающих заданий народнохозяйственных планов, методов определения доходов, расходов и их сбалансирования, более совершенных форм финансовых планов. Она полностью была подчинен экономической политике советского государства на конкретном этапе хозяйствования и отражала действующие в данный период методы управления. 70-летний опыт организации финансового планирования весьма поучителен и подтверждает его значимость в регулировании общественными процессами.
Следует признать, что финансовое планирование как важный рычаг административно-командной системы умело использовалось для укрепления господствующей роли государства в экономике, централизации в его руках значительной доли материальных и финансовых ресурсов. Не случайно большинство финансовых заданий для регионов, низовых объектов хозяйствования носили директивный характер, весьма низкой была зависимость их финансовых возможностей от результатов деятельности, собственных доходов. Финансовое планирование на макроуровне отражало значительные перераспределительные процессы денежных средств, осуществляемых посредством финансов для установления заданных параметров темпов роста и структуры производства, отдельных отраслей непроизводственной сферы, покрытия общегосударственных нужд.

Внутриотраслевое финансовое планирование во многом было направлено на маневрирование ресурсами в пределах ведомства, перераспределение доходов и оборотных средств между подведомственными предприятиями для искусственного выравнивания их рентабельности. В результате финансовое планирование на предприятиях носило формальный характер, тем более что оно базировалось на директивных обязательных заданиях (по производству, снабжению, реализации продукции, ценах и др.), индивидуальных нормативах распределения прибыли. На всех уровнях хозяйствования планирование отталкивалось от достижений прошлого периода, лишь незначительно скорректированных на предполагаемые изменения показателей. В то же время слабо использовались прогрессивные методы расчетов и высокоэффективная вычислительная техника для многовариантных решений. Развал Советского Союза не принес должного импульса в совершенствование планирования и прогнозирования. Бывшие республики, достигшие политического и экономического суверенитета и осуществляющие переход к рыночным отношениям, пытались реформировать жесткую централизованную плановую экономику. Впоследствии несколько снизили требовательность к разработке и использованию социально-экономических и финансовых планов. Это отрицательно сказалось на развитии общественных процессов, их регулировании с учетом реальных возможностей, а также результативности принимаемых решений и конечных результатов.

Между тем рынок не отрицает прогнозирования и планирования, а лишь коренным образом изменяет его характер, содержание и назначение. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, отношений между участниками производства и не всегда отражают объективные потребности, содействующие прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить социальные последствия стихийных сил посредством регулирования. Так, на макроуровне возникает объективная потребность прогнозирования и планирования как научной основы принятия решений в области развития экономики и социальной сферы всей страны, отдельных регионов, отраслей. Не случайно государства с развитой рыночной экономикой разрабатывают общую программу социального и экономического развития страны, а также отдельные инвестиционные, природоохранные и другие общегосударственные программы. При этом важное значение придается их финансовому обеспечению, т. е. определению источников финансирования, прогнозирования объема и структуры расходов и конечных результатов.

В большинстве развитых стран финансовое планирование поставлено на высокую научную основу, хорошо организовано. Созданы специальные органы, которые, используя прогрессивные методы и эффективную вычислительную технику, разрабатывают бюджет, финансовые планы всех общегосударственных институтов, балансы, обеспечивающие финансирование и результативность намечаемых программ. Таким образом, финансовое прогнозирование и планирование становится важным элементом государственного регулирования общественными процес-сами. С их помощью прогнозируется и в последствии реализуется финансовая политика государства в конкретном периоде, активизируются финансовые рычаги и стимулы, обеспечивается мобилизация денежных поступлений и их рациональное направление на общегосударственные нужды.

В условиях рынка возрастает значимость финансового планирования и на микроуровне, поскольку каждый шаг предприятий, предпринимателей сопряжен с риском, приносит доходы или потери и должен быть предварительно рассчитан, обоснован в разных вариантах, прежде чем будет принято решение. От наличия денежных средств, их расходования, финансового положения хозяйствующего субъекта зависит его нормальное функционирование, конечные результаты, а значит и избежание банкротства. Главным назначением внутрифирменного финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, объема и структуры затрат, определение эффективности каждой хозяйственной и финансовой операции и итогов всей работы субъекта. С помощью финансового планирования прогнозируются доходы, их рациональное распределение с учетом интересов каждого участника воспроизводственного процесса и конечных результатов. Для этого обосновываются финансовые задания, показатели, характеризующие движение финансовых ресурсов на разных стадиях их кругооборота, разрабатываются финансовые балансы.

На всех этапах исторического развития и уровнях управления финансовое планирование обладало общими признаками, которые позволяют выделить его из единой системы планирования. К ним можно отнести особые объекты, сферы планирования, цель и характер планирования, форму основных показателей:

■ объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования
на любом уровне управления, на которую оказывает существенное влияние движение финансовых ресурсов, опосредующих их финансовых отношений и возникающих стоимостных пропорций;

■ сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством
финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств;

■ финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства, его основной целью является
обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности;

■ финансовые показатели, задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной форме, носят синтетический характер, базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением.

В процессе обоснования финансовых заданий производится не просто перерасчет натуральных данных в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, выбор рациональных форм мобилизации доходов, их распределения исходя из целесообразности и конечных результатов.

Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает более осознан-ный учет его основных принципов. В отечественной экономической литературе существует разный подход к определению принципов финансового планирования. Между тем принципы как основные положения данной стадии управления (от латинского слова principura — основа, первоначало) остаются едиными для всех эпох, этапов развития. Меняются не принципы планирования, а лишь механизм их реализации, методы в зависимости от уровня развития производительных сил, науки и многих других факторов.

Методология финансового планирования базируется на следующих важнейших принципах:

■ объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим, становится обязательным как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;

■ принципе эффективности, отражающем качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на
получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого
хозяйствующего субъекта, на достижение должного экономического или социального эффекта;

■ принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта;

■ принципе научности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намечаемых заданий. Понятие научности широкое и включает в себя обоснованность плановых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки сложившейся экономической и социальной ситуации, а также наличия ресурсов, координации финансовых заданий во времени и пространстве.


Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я