Сущность, содержание и принципы финансового планирования
Научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выборлучших решений с учетом долгосрочной выгоды. Это в свою очередь зависит от прогрессивных методов
обоснования источников и способов финансирования намечаемых мероприятий, рационального распределения ресурсов, оптимизации стоимостных пропорций и финансовых взаимоотношений, стимулирующих прогрессивные процессы. Поэтому целесообразно использовать многовариантные расчеты по всем заданиям, обеспечивающие выбор наилучшего решения с точки зрения влияния финансовых стимулов, оптимизации уровня затрат, максимизации доходов, прибыли.
Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и каждого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. Эти методы динамичные, постоянно развиваются одновременно с развитием общего познания мира, конкретных наук, а также с оценкой приобретенного опыта. В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа, коэффициентный (т. е. финансовых расчетов с помощью коэффициентов), нормативный, экспертных оценок, программно-целевой и экономико-математическое моделирование, балансовый метод.
В качестве исходного для разработки финансовых планов используется экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период. Он производится во взаимной увязке с производственными заданиями, что дает возможность выявить тенденции развития и причины отклонений полученных показателей от планов-проектов. Экономический анализ — первый этап планирования и действенный способ оценки исходного уровня доходов, расходов, резервов, изучения результативности действующих финансовых отношений.
В СССР широкое распространение в финансовом планировании получил способ финансовых расчетов исходя из достижений прошлых лет. Базируясь на этих данных, с помощью коэффициентов несколько уточнялись задания истекшего года и определялись доходы, расходы, прибыль и другие показатели нового периода. Такой порядок не стимулировал выявление внутрихозяйственных резервов, режим экономии, поскольку перевыполнение плановых заданий влекло за собой автоматическое завышение показателей в каждом новом периоде. Не учитывались в должной мере прогрессивные изменения в производстве, его организации, расчетах, движении де-нежных средств и т. п.
Реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода. Однако для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы н нормативы. Не случайно получившие в конце 80-х годов распространение нормативы отчислений в специальные фонды предприятий, министерств и платежей в бюджет СССР упростили процесс планирования, но не оказали должного влияния на повышение реальности финансовых заданий. Нормативы носили в основном индивидуальный характер, не были достаточно обоснованными, ибо рассчитывались как средние сложившиеся в прошлом периоде величины.
Многие развитые страны в практике финансового планирования широко используют финансовые долгосрочные нормативы, с помощью которых регулируют финансовые взаимоотношения субъектов хозяйствования с государством. К ним прежде всего относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты. Это придает устойчивый характер отношениям, определенность, позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности. Кроме того, разрабатываются финансовые нормативы и по другим показателям (в виде относительных величин), которые используются в качестве экономических ориентиров при выборе решений управления отдельными участками финансовой деятельности, а также критерии оценки достигаемой результативности.
Возможности более обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий дают методы экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и соответственно предполагаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о выполнении намеченной программы, но и о конечных результатах (ускорении оборота капитала, максимализации прибыли или другой задачи).
Важнейшим централизованным финансовым планом, распространенным во всех странах мира, является госу-дарственный бюджет. Необходимость его разработки вызвана потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального распределения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджет признан основным централизованным финансовым планом по своей значимости и величине перераспределяемых ресурсов. Во многих странах через бюджет перераспределяется почти половина (иногда и больше) произведенного национального дохода и аккумулируется в нем более 2/3 всех денежных средств государства. Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов, так как он активно влияет на их формирование и выполнение, координирует их, определяя взаимоотношения государства с разными звеньями, субъектами хозяйства и населением. Бюджет играет важную роль в выполнении намечаемых общегосударственных экономических и социальных программ, а значит, и в реализации функций государства, его внутренней и внешней политики.
Бюджет разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономического и социального развития страны, ее регионов. При этом особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступлений, рациональному распределению бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.
В условиях социалистической системы хозяйствования и высокой степени огосударствления всех звеньев финансовой системы разрабатывались и такие централизованные финансовые планы, как сводный финансовый план Госстраха и бюджет социального страхования. Сводный финансовый план Госстраха определял все денежные поступления этой организации и соответственно предполагаемые расходы, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий стихийных бедствий. Бюджет государственного социального страхования (полностью включаемый в государственный бюджет СССР) планировал образование и распределение средств на социальное страхование. Он объединял все денежные ресурсы профсоюзных организаций, бюджеты республиканских и областных советов профсоюзов, централизованные средства ВЦСПС, используемые на удовлетворение социальных нужд населения.
В отдельные годы составлялись и сводные финансовые балансы всего народного хозяйства, отдельных республик. В них, кроме бюджетных ресурсов, средств Госстраха, учитывались собственные средства государственных предприятий. Так, предпринималась попытка планировать движение всех финансовых ресурсов государства. Однако несовершенство методики расчетов, повторный счет многих источников, доходов, затрат, слабая обеспеченность новейшей техникой не дали возможности оптимального сбалансирования стоимостных пропорций в движении финансовых и материальных ресурсов.