Внешнее финансирование и инвестирование экономики республики
Кредит Швейцарии. В январе 1094 г. в рамках программы помощи странам СНГ в объеме 600 млн швейцарских франков правительство Швейцарии приняло решение выделить Республике Беларусь на первом этапе 20 млн швейцарских франков на гарантии экспортных рисков. Главная цель открытия данной кредитной линии — облегчить процесс импорта товаров капитального характера швейцарского происхождения в Республику Беларусь. Условиями кредитования предусматривается предоплата — 5 %; срок кредита — 1—5 лет в зависимости от суммы; процентная ставка без учета страховых платежей — 6,5—7,5 %.В настоящее время первоначальный лимит кредита реализован и рассматривается возможность увеличения суммы гарантий экспортных рисков правительства Швейцарии еще на 20 млн дол. США.
Кредит США и под гарантию России (зерновые). Кредит США на общую сумму 66 млн дол. США, предоставленный в рамках продовольственной помощи (срок 31 год, первые платежи через 7 лет, процентная ставка — 2—3 %), и кредит под гарантию России на сумму 134,8 млн дол. США были использованы для закупки зерна и зернопродуктов. Обслуживание этих кредитов обеспечивается полностью через бюджет.
Кредиты Испании, Италии, Японии и Кувейта. Общая сумма кредитов данных стран составляет 119,9 млн дол. США. Основная их направленность — целевой характер (по закупке оборудования для предприятий, по производству продукции, на развитие аграрного и промышленного производства).
В целом на начало 1995 г. общая сумма полученных республикой иностранных кредитов и достигнутой договоренности по их предоставлению (согласно соглашениям и подписанным гарантиям) составила около 2 млрд дол. США без учета технических кредитов России. На 1.05.95 г. фактически использовано иностранных кредитов на сумму порядка 1 млрд дол. США (без учета технических кредитов России).
В 1992—1994 гг. в структуре финансируемых и одобренных для финансирования в рамках государственных иностранных кредитных линий проектов с учетом производимых закупок зерна, растительного масла, лекарственных препаратов, медицинского оборудования и других товаров, согласно расчетам и предварительным оценкам, доля валютоокупаемых проектов составила 43 %, невалютоокупаемых — 57 %.
В структуре намеченных для привлечения на 1995 г. иностранных кредитов (кроме займов МВФ, реабилитационного кредита МБРР и технических кредитов России) около 90 % занимают валютоокупаемые проекты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков и направленные главным образом на закупку нового технологического оборудования.
Беларусь заинтересована в скорейшей стабилизации экономики, и в первую очередь за счет создания условий и обеспечения ритмичной работы отраслей народного хозяйства. Последние сейчас находятся в трудном состоянии, испытывают большую потребность в инвестициях, и особенно в зарубежных.
Поэтому интересно знать, какие же виды инвестиций существуют и как происходит процесс инвестирования.
Так же как и при финансировании, на практике существуют различные критерии классификации внутренних и внешних инвестиций. Наиболее часто различают инвестиции в зависимости от объекта инвестиций, т. е. от того, на какие цели расходуются денежные средства . При этом речь может идти о материальных, финансовых и нематериальных инвестициях.
Инвестиционная деятельность, и особенно в своей начальной стадии, предполагает наличие реального планирования инвестиционных возможностей, для того чтобы предприниматель знал будущие финансовые последствия желаемых инвестиций.
Если предприятие (государство) хочет инвестировать, то в большинстве случаев у него есть несколько возможностей (альтернатив) достичь цели. Для этого необходимо прежде всего определить потребность в финансовых средствах для инвестиционной альтернативы и определить последствия инвестиции в количественном отношении.
Предварительный расчет покажет рентабельность и перспективность той или иной альтернативы. При этом решение должно приниматься в пользу той инвестиционной альтернативы, которая гарантирует возврат выплаченных денежных сумм и обещает дополнительно уплату достаточно высоких процентов с инвестированного капитала.
Расчет может сравнивать как отдельную инвестицию с сегодняшним положением дел, так и несколько альтернатив между собой.
В практике зарубежных стран чаще всего встречается два основных метода инвестиционных расчетов: динамичный; статический.
Оба метода противопоставляют доходы и расходы, вызванные привлеченными инвестициями.
Динамичный метод учитывает время, которое проходит между вложением денег и получением прибыли. От различия во времени зависит сумма процентов.
Статический метод не обращает внимания на различия во времени, а предполагает расчет сравнительных издержек, прибыли, рентабельности и других показателей. По количеству их достаточно много. Все они имеют преимущество перед динамичным методом. Это преимущество состоит в том, что они, основываясь на простейшем расчете, просты в использовании. Поэтому им отдается предпочтение на практике.
Таково содержание, классификация и особенности развития внешнего финансирования и инвестирования национализированных предприятий.
Однако для того чтобы процесс внешнего финансирования и инвестирования экономики успешно работал, необходимо создать в Республике Беларусь национальную систему по иностранным инвестициям.
Для привлечения иностранных инвестиций Беларусь располагает достаточно благоприятными условиями. Важнейшими из них являются выгодное геополитическое положение, развитие научно-технического и производственно-экономического потенциалов, квалифицированные кадры, сравнительно высокий уровень производственной и социальной инфраструктуры и другие. Однако активность притока зарубежного капитала в экономику Беларуси пока остается низкой. Фактически прямые иностранные инвестиции в республику в 1992 г. составили 7 млн, в 1993 г. — 17,6, в 1994 г. — 9,4, в 1995 г. за 6 мес. — 3,8 млн дол. США (6,4 млрд белорусских руб-лей). Для сравнения: общий объем импортных прямых иностранных инвестиций в 1990 г. составил в Великобритании — 31,6 млрд; США — 25,9 млрд; Франции — 8,1 млрд дол. США. В 1992 г. в экономику Испании поступили прямые иностранные инвестиции в объеме 12,3 млрд дол. США.
Одной из основных причин низкого уровня зарубежного капитала в экономике Беларуси является сравнительно недавнее вступление республики в Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие международные организации, а также недавнее заключение межбанковских и межправительственных соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве со многими государствами (со временем это откроет возможность активного использования инвестиций зарубежных предприятий в экономику республики). Правительством Беларуси принят ряд постановлений, имеющих важное значение для отработки экономического механизма и системы привлечения иностранного капитала.
В настоящее время регулирование частных иностранных инвестиций осуществляется как законодательством нашей республики, так и международными соглашениями между государствами. Эта цель достигается в определенной степени путем включения норм в режиме инвестиций в торговые договоры, а также заключения специальных двусторонних соглашений об инвестициях.
Договоры о предоставлении режима наибольшего благоприятствования заключены с более чем 20 государствами. Среди них США, Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Китай, Польша и другие. Работа в этом направлении продолжается, и в ближайшее время предстоит подписать договоры еще с 15 странами.
Это объясняется не только стремлением обеспечить необходимые гарантии для участников совместных предприятий в нашей республике, но и изменением инвестиционной политики, переходом к более глубоким формам производственного сотрудничества и использованием иных форм инвестиционной деятельности.
В целом принятые у нас законы, постановления, документы, заключенные межправительственные соглашения создали основу механизма, который позволяет осуществлять системный подход в решении проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику республики.
Вместе с тем несмотря на то что в Беларуси уже много сделано для создания благоприятного национального инвестиционного климата, зарубежные эксперты относят ее к странам повышенного риска для иностранных инвесторов.
Причин тому много. Одной из них является недостаточное и незначительное информирование западных предпринимателей о потенциальных условиях и возможностях Беларуси. В республике нет комплексной системы информационного обеспечения иностранных инвесторов по вопросам законодательства, отраслевых и региональных программ и проектов, предлагаемых к реализации с их участием.
Читайте также: