Финансовая несостоятельность и банкротство и их государственное регулирование

Незадействованность Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» в значительной мере объясняется практическим отсутствием механизма его реализации. Сегодня не прояснены функции и роль государства в регулировании связанных с банкротствами отношений, не определены функции Комитета по управлению государственным имуществом, который является главным координатором в подготовке нормативных документов и реализации законодательства о банкротстве.

Одной из задач Госкомимущества является предотвращение банкротства государственных предприятий, где государство имеет подавляющую долю в уставном капитале.

В нашем законодательстве не отражены роль и место государственного регулирования отношений финансовой несостоятельности и банкротства.

Важнейшими элементами системы государственного регулирования отношений несостоятельности является оказание финансовой поддержки предприятиям по восстановлению их платежеспособности, финансирование социальной инфраструктуры и ликвидационных мероприятий.

В Республике Беларусь необходима разработка системы критериев для признания предприятия неплатеже способным. Практика выработала три коэффициента: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления платежеспособности. На их основе можно создать реестр неплатежеспособных предприятий, который облегчит проведение политики, реализующей Закон о банкротстве. Исходя из этого, получим представление о том, сколько предприятий неплатежеспособны и являются потенциальными банкротами или наоборот могут восстановить платежеспособность.

Более того, необходима разработка положений о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств республиканского бюджета, отраслевых и неотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий. В связи с этим необходима разработка концепции разделения предприятий на несколько групп с учетом государственных приоритетов. Учитывая эти приоритеты, неплатежеспособным предприятиям необходимо оказывать государственную поддержку с обязательным контролем за расходованием выделенных средств. Государственное финансирование может быть на возвратной или безвозвратной основе.

Нужен документ, четко определяющий цели, на которые может выделяться государственная финансовая поддержка (как в форме дотаций, так и в кредитной форме). Государственное финансирование может быть направлено на содержание социально-культурной и коммунально-бытовой сферы; возмещение убытков предприятий, поставленных действующим законодательством в такие условия хозяйствования, когда не возмещаются затраты на производство продукции; финансирование издержек по восстановлению платеже-способности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование; финансирование ликвидационных процедур, если не хватит средств от продажи имущества должника.

В остальных случаях государственная финансовая поддержка должна оказываться на возвратной основе.

Возможны варианты, когда государство не способно эффективно выполнять роль собственника по отношению к данному предприятию и не имеет необходимых финансовых источников для восстановления его платежеспособности (т. е. для погашения долгов этого предприятия), тогда оно должно продать его новому собственнику, который возьмет на себя эти государственные долги. При этом производство должно сохраняться, а бизнес будет продолжать функционировать. Если же продажа по тем или иным причинам все-таки исключается, целесообразно принимать решение о немедленном преобразовании этого предприятия в акционерное общество с закреплением за государством контрольного пакета акций и продажей остальной части акций инвесторам, согласным их купить, погасив при этом долги данного предприятия. Подобный подход представляется целесообразным прежде всего потому, что дает наибольшие шансы сохранить в народном хозяйстве функционирующие производственные единицы, выпускающие конечную продукцию, дающие прибыль и соответствующие отчисления в бюджет.

Таким образом, для крупных государственных предприятий предполагаются сначала коммерциализация, реструктурирование и финансовое оздоровление, проведение предотвращающих банкротства мероприятий и лишь затем — по хорошо подготовленной почве — их последующая приватизация, создание слоя дееспособных частных собственников.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я