Экономическая сущность налогов и их общая характеристика
Налог на добавленную стоимость используется более чем в 40 странах мира, в том числе в 17 странах ЕЭС. Преимущества этого налога состоят в том, что он, во-первых, взимается с широкого круга плательщиков по месту создания новой стоимости; во-вторых, отличается относительной простотой исчисления (при наличии правильного учета) как для плательщиков, так и для финансовых органов и, в-третьих, обеспечивает надежной и устойчивой базой формирования доходов бюджета государства независимо от изменения цен, финансового состояния плательщика, уровня инфляции. Он является в настоящее время одним из важнейших источников доходов бюджета Республики Беларусь. В 1992—1996 гг. удельный вес этого платежа в общей сумме доходов бюджета республики составил 26—37 %.Особенностью этого налога является то, что объектом обложения служит не вся выручка от реализации, а только добавленная стоимость, в которую включаются заработная плата (со всеми начислениями на нее), прибыль и амортизация основных фондов1. Включение последнего элемента, по мнению многих экономистов, противоречит канонам экономической теории, а поэтому со временем возможны изменения в методике исчисления добавленной стоимости.
Крупным источником доходов бюджета является налог на прибыль. В 1992—1996 гг. удельный вес этого налога составлял 26—31 % всех доходов бюджета Республики Беларусь.
Налог на прибыль используется государством не только в фискальных целях, но и в качестве важнейшего финансового рычага воздействия на повышение эффективности производства, улучшение материально-технического оснащения предприятий. Достигается это в основном путем установления соответствующих налоговых ставок, а также широкой системы льгот.
Монопольное положение отдельных производителей и потому чрезмерно высокий уровень их доходов потребовали ввести такую форму доходов (наряду с налогом на добавленную стоимость), как акцизы. Они устанавливаются на отдельные виды товаров, имеющих высокую рентабельность по причинам, не зависящим от работы предприятий (спирт, коньяк, мех и др.). Акцизы относятся к числу косвенных налогов. Удельный вес их в доходах бюджета Республики Беларусь составлял в 1992— 1996 гг. 9—20 %.
Важнейшим элементом национального богатства государства являются основные производственные и непроизводственные фонды, стоимость которых с каждым годом увеличивается. От того, как они используются, во многом зависят экономические показатели каждого предприятия. С целью экономического стимулирования улучшения использования данных фондов введен налог на недвижимость. Этот налог несет и социальную нагрузку: чем богаче предприятие, тем больше оно должно вносить средств в бюджет на общегосударственные нужды.
Значительное место в доходах бюджета Республики Беларусь занимает Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это специфический налог, плательщиками которого являются все предприятия, объединения и хозяйственные организации (за небольшим исключением). Основное назначение этого налога — покрытие тех огромных расходов, которые несет республика на осуществление комплекса мероприятий, связанных с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. Исчисляется он не от прибыли, а от фонда оплаты труда.
К числу платежей, вносимых предприятиями в бюджет, относятся также плата за землю и налог за пользование природными ресурсами. Назначение этих налогов в том, чтобы экономически стимулировать более эффективное использование земель и природных ресурсов, мобилизовать средства в бюджет для целевого финансирования мероприятий по землеустройству, повышения качества земель и их охраны, а также на социальное развитие села.
В условиях перехода к рыночным отношениям важное значение имеет введение таких платежей, как таможенные экспортные и импортные пошлины. Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров. Основная цель введения указанных пошлин — экономическая защита внутреннего рынка.
Одним из источников поступления доходов в бюджет является государственная пошлина, которую уплачивают предприятия и граждане с заявлений и жалоб, подаваемых в суд, за нотариальные действия, совершаемые нотариальными конторами и исполнительными органами городских, поселковых и сельских Советов депутатов и т. п. Удельный вес государственной пошлины в доходах бюджета Республики Беларусь относительно невелик (менее 1 %).
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог с граждан. За счет этого налога формируется решающая часть местных бюджетов. В целом удельный вес подоходного налога с граждан в доходах бюджета Республики Беларусь составлял в 1992—1996 гг. около 7—10 %. В условиях дальнейшего расширения рыночных отношений в республике создаются предпосылки для дальнейшего роста личных доходов граждан. Это позволяет государству все в больших абсолютных суммах изымать у населения в виде подоходного налога часть их доходов с тем, чтобы затем использовать эти средства на финансирование многочисленных социальных программ. Поэтому говорить об отмене этого налога, как предлагают некоторые экономисты, преждевременно. Подоходный налог с физических лиц функционирует во всех развитых рыночных странах и является одним из важных доходных источников бюджета.
Читайте также:
Страницы: 1 2