Возникновение налогов и развитие науки о налогах

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов различных эпох. Ш. Монтескье (1698— 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

На самых ранних ступенях вместе с возникновением государства начальной формой налогообложения стали приношения, что позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство трубопроводов, дорог и другие общественные цели. Старейшим источником государственных доходов являлись домены, или государственные имущества, существовавшие в форме собственности короля.

Многие стороны современного налогообложения зародились и возникли в Древнем Риме. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, проведена оценка налогового потенциала с целью более справедливого распределения налогов. Государственные чиновники были наделены правом уменьшать налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Главным источником доходов служил поземельный налог. Облагалась налогом и другая собственность. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота и особый налог при торговле рабами. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства.

В борьбе с сословиями новой государственной власти возник новый источник доходов — регалии, доходы казны, которые она брала в свое исключительное пользование, изъяв их из частного оборота, из сферы деятельности населения. В XVII веке насчитывалось до 400 различных регалий. Регалиями объявлялось то, что никому не принадлежало: найденные вещи и клады, выброшенные морем и не спасенные при кораблекрушении предметы. Отсюда вытекали крупнейшие регалии: горная, соляная, рыбной ловли, лесная, речная, морская и т. д., т. е. на недра земли, леса, моря, реки, крупнейшие озера, никому не принадлежащие.

Россия в отношении регалий не отставала от Европы. Здесь существовали регалии: горная, соляная, рыбной ловли, звериной и птичьей ловли. При Петре к регалиям прибавились табак, мед, деготь, рыбий жир, кости. С уменьшением количества государственных земель и лесов значение регалий пропало, а взамен их возникли пошлины и налоги.

В Древней Греции существовал поимущественный налог, налог на иностранцев, экспортные и импортные таможенные пошлины, рыночные сборы и др. Все отрасли хозяйства облагались налогом: ввоз и вывоз товаров, продажи, покупки, договоры, коммерческие сделки. Действовал налог на скот, постройку плотин, подушный налог.

Для налогов при феодализме характерна их бесчисленность, непомерная тяжесть, произвол и субъективность взимания.

С утверждением капиталистических отношений потребность в налогах не исчезает. Возникает новое качество налогов: отмена поголовных налогов, справедливость в обложении, недопустимость налоговых привилегий, учет видов налогов. Встала проблема платежеспособности, определяется понятие «необлагаемый минимум», устанавливаются налоги с прогрессивными ставками и т. д.

В России Петр I для содержания армии и флота резко расширил объекты обложения и ввел 30 новых налогов (земельный, трубный, с печей, с варки пива, с помола на мельницах, по случаю рождения, свадьбы, смерти и т. д.). Была введена подушная подать. В это время была учреждена особая должность — прибыльщика, обязанностью которого было изобретение новых источников доходов казны.

Во все эти времена государство не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги. Отношение к налогам привлекает ученых и государственных деятелей. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и философ Адам Смит. А. Смит указал на четыре признака налогообложения, составления и классификации:

■ равномерность (подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и си
лам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;

■ определенность, (налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. История показывает, что для экономически развитых стран правила налогообложения применяются достаточно редко — раз в 5—10 лет в законодательном порядке);

■ удобство (каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно
быть удобнее платить его);

■ дешевизна (каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа
возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Дж. С. Миль дополнил систему А. Смита еще одним общим принципом налогообложения — налог должен взиматься с доходов, а не с капитала. Чрезвычайно важно, чтобы налогообложение не наносило ущерба национальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.

Однако ни одна фискальная система не в состоянии обеспечить положение, при котором налоги выплачивались бы только за счет доходов, совершенно не затрагивая капиталов. Все налоги, в определенном смысле, частично выплачиваются из капитала, а в бедной стране вообще невозможно ввести ни одного налога, который не сдерживал бы роста национального багатства.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я