Возникновение налогов и развитие науки о налогах
Множество объектов обложения требуют не одного, а системы налогов, поэтому необходимо их упорядочение и классификация. В различное время за основу классификации принимались различные признаки. Долгое время в теории считалось, что все налоги берутся из трех источников: дохода от земли, дохода от капитала, дохода от труда. В соответствии с тремя источниками дохода налоги разделялись: на налоги с дохода земли, на налоги с дохода от капитала, на налоги с самих капиталов, на налоги с заработной платы, на налоги, падающие не все три вышеупомянутых источника доходов.В экономической литературе можно встретить и другую классификацию налогов: налоги натуральные и денежные. Первые использовались во времена натурального хозяйства, когда денежной массы было недостаточно. С распространением денежного хозяйства, увеличением государственных расходов натуральные сборы стали заменяться денежными.
Деление налогов на обыкновенные и чрезвычайные было вызвано необходимостью решения постоянных и текущих задач. За счет чрезвычайных налогов решались вопросы, возникающие при случайных обстоятельствах (военные действия). Обыкновенные налоги являли собой регулирование постоянных потребностей.
Налоги бывают либо прямые, либо косвенные. Исторически считалось, что прямой налог — это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Косвенные налоги взимаются с какого-либо лица исходя из предположения, что оно сумеет возместить себе соответствующие затраты за счет других лиц. Прямыми налогами облагаются либо доходы, либо расходы. Большинство налогов на расходы являются косвенными, но существуют и прямые, налагаемые не на изготовителя или продавца предмета торговли, а непосредственно на потребителя.
Различие между прямыми и косвенными налогами красной нитью проходит через финансовую науку и учение о налогах. Если прямые налоги в конечном счете всегда ориентируются на личную работоспособность, которая и является источником дохода, то косвенные налоги остаются индифферентными, т. е. они ориентируются на вещи, а не на физические лица. Прямые налоги как бы зависают на имеющихся в наличии товарах, на изготовлении или обмене товаров и предоставлении услуг, а также на вступлениях в договорные отношения и т. п.; косвенные взимаются почти всегда с производителей, торговцев, купцов и тех, кто занимается перевозкой грузов, но в итоге они уплачиваются покупателями и потребителями.
Разграничение прямых и косвенных налогов в финансовой науке — не решенный окончательно вопрос. Исторически появились прямые налоги, как простейшая и древняя форма налогообложения. Существует мнение, что большинство других налогов возникло чисто практически, вследствие нужды государства в деньгах. К прямым принадлежат подати с патентов и капиталов, поземельная подать, налог с домов и т. п. Под косвенными понимались те налоги, которые налагались на того, кто покупает товар, и вместе с ценою — подать. Эти налоги называются налогами на потребление.
Наука искала все лучшую и лучшую классификацию. То она называла прямыми налогами обложение имущества, косвенными — обложение поступков, то различала налоги на производство и налоги на потребление. Однако налоги, которые относили к прямым, взимались не только с имущества, но и с дохода; не только с производства, а с извлечения дохода на производство, тогда как само производство являлось объектом налога на потребление (обложение производства сахара, спирта, табака и др.).
Еще в 1770 г. министр финансов Франции Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, потому что эти налоги взимаются постепенно и незаметно. Он исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко и т. д.
Развивались и бюджеты городов России, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловлей, с подвижных лодок, за запись в городскую обывательскую книгу и др. Тогда же появились и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.
Превалирующими среди доходов становятся отчисления от государственной монопольной торговли винно-водочными изделиями. В доходах появился углезаем, но пока он не играл существенной роли. Субсидий от государства не было. Бюджеты российских городов основывались на собственных доходах.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались прямые и косвенные налоги. В конце 70-х гг. XIX века возникло новое течение, которое включало в задачи налогов решение финансовых и социально-политических проблем. Социально-политическая роль налогов заключалась в воздействии на распределение национального дохода в нужном направлении. В это время в России стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Существовали специальные государственные сборы. Так, был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург — Москва с последующим распространением этого сбора на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходов, с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, сборы в морских портах.
Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения, существовали паспортные сборы, облагались полисы по страхованию от пожара.
Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками.
Система акцизов, как и таможенные пошлины, носила не только фискальный характер. Она обеспечивала госу-дарственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
Спад по всей финансовой системе наступил после октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов власти стала эмиссия денег, а местные органы власти существовали за счет контрибуций, которые не способствовали налаживанию хозяйства.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
Опыт 20-х гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо не только для создания новой системы налогообложения, но и нормального механизма распределения капитала между отраслями и предприятиями для формирования рынка капиталов.
Финансовая система во время нэпа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения характеризовалась отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределило упрощенные способы обложения. В 1923—1925 гг. существовали такие виды налогов:
■ прямые налоги — сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, рентные налоги,
гербовый сбор и другие аналогичные пошлины, на следственные пошлины;
■ косвенные налоги — акцизы, таможенное обложение.
Читайте также: