Возникновение налогов и развитие науки о налогах
Акцизы были установлены на продажу чая, соли, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров.Прямые налоги выполняли функции перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и одновременно становились существенным фактором роста доходов бюджета. В 1922—1923 гг. прямые налоги составляли примерно 43 % всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923—1924 гг. — 45 %, в 1924—1926 гг. — 82%.
Сельскохозяйственный налог выплачивало крестьянство, которое по выбору могло вносить его либо в натуре, либо деньгами. С 1924 г. налоги стали приниматься только в денежной форме. Развитие народного хозяйства, доходы госбюджета формировались в основном за счет доходов крестьянства. В 1923—1924 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или около четверти всех денежных поступлений в бюджет.
Важнейшими видами обложения в городе были промысловый и подоходно-поимущественный прямые налоги. Промысловый налог распространялся на частные, государственные и кооперативные предприятия. Фактически платежи государственных предприятий имели формальный характер, поскольку вся их прибыль распределялась централизованно. Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла. В состав промыслового налога входили уравнительный сбор и патентный налог. Стоимость патента варьировалась в зависимости от вида занятий и географического положения региона. Величина уравнительного налога равнялась 1,5 % торгового оборота.
Уравнительный сбор тоже не всегда был равен 1,5 %. В пищевой промышленности он составлял от 1,5 до 2 %, на предметы роскоши — от 2 до 6 %.
Уравнительный сбор представлял собой по сути дела налог с оборота, позволяющий относительно равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов.
В общемировой практике налог с оборота в конечном счете эволюционировал в налог с добавленной стоимости. В экономике СССР эволюция была обратной — в сторону сближения налога с оборота с акцизами — определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны.
Подоходно-поимущественный налог состоял из двух самостоятельных частей: подоходного и поимущественного обложения. Облагались этим налогом городские жители, получавшие ежегодный доход в пределах установленного уровня и обладавшие имуществом в пределах установленного лимита. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т. п. Поимущественное обложение затрагивало не только предметы обихода, роскоши, но и производственное оборудование частных акционерных предприятий, запасы сырья, товаров и т. д. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия освобождались от поимущественного обложения.
Поимущественное обложение возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов (создание товариществ, акционерных обществ) вело к удвоению и утроению обложения. Дважды по сути дела облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход, а затем как выплаченные дивиденды.
Определенное значение в финансовой системе нэпа имел рентный налог с городских и других земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота. Рентный налог в городах состоял из двух частей: основной ренты и дополнительной ренты. Основная рента взималась в размере средней доходности сельскохозяйственных угодий в данной местности. Она, таким образом, отражала и компенсировала потери от выпадения земель из сельскохозяйственного оборота.
Дополнительная рента с городских земель взималась в зависимости от доходности строений, возведенных на этой земле, она варьировалась в зависимости от местонахождения участка (в центре города она повышалась) и была, как правило, в несколько раз выше ренты основной.
В практике 30—80-х гг. аналога рентному налогу не было, хотя он мог бы воспрепятствовать бесхозяйственному отношению к земле.
Существенным элементом налоговой системы нэпа был гербовый сбор, которым облагались не только услуги, оказываемые гражданам, но и внутрихозяйственный оборот документов. Гербовый сбор был призван рационализировать и минимизировать документооборот внутри народного хозяйства.
Первенствующую роль в бюджетной мобилизации средств играли налоги и сборы. Основными налогами являлись акцизы и промысловый налог. В 1926 г. в дополнение к подоходному налогу был введен налог на сверхприбыль. Этим налогом облагался прирост прибылей частных торговцев и промышленников по сравнению с предыдущим годом. В 1927 г. сверхприбыль стала определяться как превышение нормативно-установленной прибыли. Размеры изъятия (от 6 до 50 %) зависели от отношения сверхприбыли к «нормальной». Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом низком уровне. Дальнейшее уменьшение поступлений отражало вытеснение частного капитала из всех отраслей хозяйства.
В дальнейшем финансовая система нашей страны изменялась в направлении, противоположном процессу об-щемирового развития. От налогов она пришла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису.
Реформа 1930 г. положила конец налоговой системе нэпа. Основные направления этой реформы сводились к следующему: акциз и промысловый налог сливались в единый налог с оборота; налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж — отчисления от прибыли.
В ходе реформы 1930 г. исчезли также важнейшие формы налогообложения, такие, как рента с городских земель, гербовый сбор с внутрихозяйственных операций.
Целью налоговой реформы было уничтожить множественность платежей; сохранились три основных платежа: подоходный налог с частного сектора, налог на сверхприбыль, промысловый налог. В подоходном налоге были унифицированы три ранее существоваших платежа (в том числе квартирный налог); в промысловом налоге — 32 платежа (в том числе 12 акцизов). Взамен ряда мелких платежей пошлинного характера (судебные пошлины, нотариальные сборы и др.) была установлена единая государственная пошлина.
В 1931 г. дополнительно к сельскохозяйственному налогу был введен единовременный налог с единоличных хозяйств.
Большие изменения были произведены в системе налога с оборота в 1938—1940 гг. До этого времени система ставок характеризовалась чрезмерной их дробностью. Громоздкая и часто менявшаяся система ставок мешала полному и своевременному поступлению налоговых сумм, затрудняла контроль за деятельностью организаций. Поэтому система ставок налога с оборота была коренным образом перестроена и резко сокращено число ставок.
Все предприятия и организации потребительской кооперации общественные организации, не занимающиеся производственной и торговой деятельностью, должны были уплачивать подоходный налог.
В последующие десятилетия налоговая система не претерпела существенных изменений. Кризис разразился на рубеже 80—90-х гг., его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.
Читайте также: