Оценка состояния экономики республики — исходное условие ее финансового оздоровления

В республике предстоит структурная перестройка многих предприятий этой отрасли, намечено освоение серийного производства новых моделей автобусов, сельскохозяйственных машин, дизельных двигателей, интегральных микросхем, приборов и другой продукции.

Ситуация в экономике и финансах Беларуси сложная. Падение производства огромное. Необходим поиск путей и механизма выхода из глубокого кризиса. Допустить распада мощных предприятий, которые обеспечивали поступление доходов бюджета и валютных поступлений, нельзя.

В реальной практике происходит коренное изменение отраслевой структуры промышленного производства.

Достигнутые в прошлом успехи ряда предприятий машиностроения (тракторостроение, автомобилестроение, станки) необходимо восстановить, развить и закрепить. В их развитии заинтересована экономика республики, поскольку их продукция признана на мировом рынке и является конкурентоспособной.

Решение этой проблемы находится в создании транснациональных финансово-промышленных групп, в состав которых входили бы предприятия всех государств, работающих на конечный продукт.

Сокращение производства, охватившее все секторы промышленного производства, наиболее сильно ударило по предприятиям машиностроения, бывшим недавно активными экспортерами продукции в страны бывшего СССР и дальнего зарубежья. О существенном сокращении экспорта свидетельствуют данные по наиболее экспортируемым видам продукции. Так, экспорт грузовых автомобилей в 1095 г. сократился в сравнении с 1900 г. в 5,4 раза, тракторов — в 4, телевизоров — в 7,3, обуви — в 2,5 раза.

В структуре экспорта и импорта происходит постоянное изменение, в структуре экспорта растет доля стран СНГ и сокращается доля иностранных государств. В структуре импорта наблюдается другая тенденция — растет доля иностранных государств и сокращается доля СНГ.

В товарной структуре белорусского экспорта преобладают изделия химической промышленности. Главными экспортными товарами этой группы являются калийные удобрения. Второй по величине экспортной товарной группой являются транспортные средства — тракторы колесные и автомобили грузовые. Третье место занимают текстиль и текстильные изделия. Наибольший удельный вес среди них имеют химические нити, ковры, штапельные волокна. Большой удельный вес в экспорте принадлежит машинам и радиоаппаратам.

В структуре импорта около 2/3 составляют сырьевые ресурсы, и в первую очередь энергоносители (нефть и газ).

Следует признать как положительное явление то, что инвестиционные товары (машины, оборудование и др.) занимают хоть и небольшую долю, но подавляющая часть импортируется из иностранных государств. Верной является тенденция к росту импорта продукции для перерабатывающих отраслей и снижение доли закупаемого продовольствия.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я