Зарубежный опыт социальной защиты
Основы социального страхования ФРГ заложены в прошлом веке канцлером Бисмарком, и с тех пор механизм социальной политики, совершенствуясь, создает надежную социальную защиту населения.В ФРГ в законодательном порядке установлено обязательное страхование каждого работающего при достижении определенного возраста по всем видам страхования: пенсионному, по безработице и больничному.
Страховые фонды составляют на каждом предприятии около 37 % фонда заработной платы. Они образуются за счет отчислений от заработной платы рабочего и взносов работодателя примерно в равном соотношении. Государство законодательно определяет лишь размеры выплат в страховые фонды. Система платежей в фонды социального страхования действует на принципе солидарности: сильный платит за слабого.
Отчисления по пенсионному страхованию составляют 1,7 % фонда заработной платы и обеспечивают формирование одного из самых больших страховых фондов — пенсионного фонда. Фонд предназначен для финансирования следующих видов пенсий: а) пенсии по старости (назначаются работающим мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет). Размер пенсий определяется стажем работы, а значит сроком уплаты взносов в пенсионный фонд. При стаже до 40 лет выплачивается 61 % чистого заработка перед выходом на пенсию, а при стаже 45 лет и более — 69 %. Следует отметить, что в стаж работы включается время, потраченное на воспитание детей, службу в армии и период вынужденной безработицы; б) пенсии по нетрудоспособности в связи с ее утерей в результате несчастного случая и если человек нетрудоспособен с детства; в) пенсии по смерти кормильца.
Страхование по безработице обеспечивает отчисление в данный фонд в размере 6,8 % фонда заработной платы.
В ФРГ определены законом следующие размеры пенсий по безработице — 63—68 % средней зарплаты за последние перед потерей работы 3 месяца. Проценты эти начисляются от так называемой «чистой» зарплаты, т. е. остающейся после уплаты всех налогов и взносов. Право на пособие по безработице имеют рабочие с профессиональным образованием и стажем работы не менее трех лет, а неквалифицированные рабочие — со стажем не менее 6 лет.
Выплата пособий производится с соблюдением определенных условий (потеря работником работы полностью, а не частично; необходима обязательная регистрация на бирже труда; отсутствие альтернативных вариантов работы на другом предприятии). Пособие выплачивается от 6 до 32 месяцев.
Если у работника нет прав на получение указанного пособия (например, не отработан необходимый для этого период времени), то в этом случае выплачивается помощь по безработице. Помощь выдается в том случае, если нет других источников существования и никто из родных не может содержать безработного. Размер помощи составляет 56—58 % чистой предыдущей зарплаты за последние три месяца работы.
Третьим видом выплат из фонда по безработице является социальная помощь неимущим и не имеющим средств к существованию из-за длительной болезни или болезни близких родных.
Пособие, помощь и социальные выплаты по безработице налогом не облагаются.
Страхование по безработице в соответствии с Законом производится за счет предпринимателя.
Больничное страхование (страхование по болезни) в ФРГ в правовом плане регламентировано Федеральным законодательством. Порядок больничного страхования состоит в том, что граждане автоматически являются членами местных больничных касс, затем вступают в производственные и отраслевые кассы, а далее по выбору на добровольной основе — в дополнительные. Размер отчислений составляет от 8 до 16 % (в среднем 12,5 %) фонда заработной платы.
В стране в настоящее время насчитывается около одной тысячи больничных касс четырех видов: производственные, местные, отраслевые, дополнительные. Производственные кассы создаются на предприятиях с численностью не менее 450 работающих. Местные соответствуют территориальному признаку (городские, квартальные, сельские и т. д.). Отраслевые обслуживают людей определенной специальности (транспортников, строителей и т. д.). Дополнительные кассы предназначены для людей с высоким уровнем дохода.
Концепция больничного страхования в ФРГ основана на дифференциации и коммерческом подходе. Суть его состоит в том, что размер взносов и уровень мер обслуживания зависит от доходов страхователей. В частности, если у гражданина заработок на уровне минимального (около 5 тыс. марок в месяц), то он должен обязательнно страховаться. Это связано с тем, что в случае болезни его заработка не хватит на лечение, а по конституции ФРГ, заболевшего человека нельзя лишать медпомощи.
При высоких доходах гражданин может вступить в частную больничную кассу, где обеспечивается престижный уровень медицинского обслуживания. В частных больничных кассах отсутствует принцип солидарной раскладки медицинских расходов, и поэтому в них молодые и здоровые платят меньше, старые и больные — больше.
Следует подчеркнуть наличие очень высокого уровня медицинского обслуживания при обязательном медицинском страховании в ФРГ. Так, например, заболевший имеет бесплатное право на посещение врача, лекарство, больничный транспорт, большинство лечебных процедур, слуховой аппарат, инвалидную коляску, профилактический осмотр детей и т. д. Заболевшему выплачивается в течение 6 недель пособие по больничному листу в размере 100 % заработной платы. За счет работодателя, а затем (при длительном лечении — 1,5 лет) в размере 80 % такое пособие выплачивает больничная касса. Больничная касса выплачивает также пособие по уходу за близкими родными (по уходу за ребенком до 5 дней), а также единовременное пособие на похороны родственникам умершего в размере до 2 тыс. марок.
На заболевшего приходятся лишь расходы по оплате выписываемого рецепта (3 марки за каждый), по уплате за престижные дорогостоящие, уникальные лекарства, на частичную доплату за пребывание в больнице. Но при этом максимальный размер доплат самим больным не должен превышать 2 % уровня зарплаты.
В настоящее время в ФРГ обсуждается вопрос о создании еще одного вида страхования — по уходу за престарелыми и инвалидами. Это вызвано ростом продолжительности жизни.
Читайте также:
Страницы: 1 2