Наемный труд как предмет правового регулирования

Труд как целесообразная, осознанная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей личности в пище, одежде, жилье, объектах интеллектуального назначения, всегда был и остается важнейшим условием существования любого цивилизованного общества, основным источником, обеспечивающим комфортное благополучие личности.

Труд, отмечал К. Маркс, это «прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

Социальное назначение труда, его роль в жизни каждого человека и всего общества трудно переоценить. Человеческим трудом, в котором происходит интегрирование, соединение интеллекта, воли и деятельности человека, построены современные города с их развитой инфраструктурой, созданы немыслимые до недавнего времени мощные энергетические источники, средства транспорта и мобильной связи, сложнейшие технические устройства и технологические процессы, точнейшие приборы и приспособления для научного познания мира, произведения искусств и-оружие массового уничтожения небывалой разрушительной силы.

Будучи главным способом и источником получения материальных и духовных благ, необходимых для жизни общества и каждого человека, труд выполняет не только созидательную, но и организационную функцию, объединяя людей, взаимодействующих в процессе совместной работы, в группы, трудовые коллективы, организованное сообщество. Конечным результатом такого взаимодействия и совмесного труда является современное цивилизованное общество с присущими ему государством, правом, политикой, социальным обеспечением, культурой, идеологией, наукой и техникой, современной инфраструктурой.

Но роль труда не ограничивается созданием материальных предпосылок для существования цивилизованного общества.Действуя на внешнюю природу, человек своим трудом изменяет не только природу, но и самого себя. В соответствии с материалистическими воззрениями на возникновение жизни на Земле и эволюцию ее видов, именно труд сформировал человека, позволил ему выделиться из животного мира.

Отмечая решающую роль труда в формировании общества и самого человека, Ф. Энгельс, один из сторонников материалистического воззрения на происхождение человека, общества и государства, подчеркивал, что труд не только доставлял человеку необходимые средства существования, но и создал самого человека. Именно благодаря труду человек выделился из животного мира. Он обязан труду сначала в разделении функций между руками и ногами, затем в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятия и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. И вся история человечества есть не что иное, как образование человека трудом, начавшееся с изготовления обезьяной орудий труда.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я