Привлечение банком вкладов и депозитов

Приведенные в таблице цифры заслуживают серьезного осмысления. Очевидно, 2003-й войдет в историю России как год поворота банковской системы к розничному бизнесу, год «взрыва» данного бизнеса, т.е. фактически поворота банков и населения друг к другу.

Это означает, что те банки, которые научатся лучше работать с частным вкладчиком, смогут интенсивно развиваться в отличие от тех, кто ограничится сегментом корпоративных клиентов. Другое дело, что путь этот непрост. Российский человек пока не очень привык к банковским услугам, поэтому рынок предстоит формировать, в том числе обучать людей, консультировать.

О политике банков в сфере привлечения вкладов (депозитов).
Каждый банк должен располагать собственной политикой в отношениях с клиентами, в том числе физическими лицами. Коротко о такой политике можно сказать следующее.

Если банк сегодня хочет развиваться, то он должен выходить на рынок розничных услуг: все привлекательные корпоративные клиенты уже поделены, экспортный сектор в избытке обеспечен ресурсами. На противоположном полюсе оказались частные лица с огромными по российским- меркам накоплениями (по некоторым оценкам, неорганизованные сбережения населения только в валюте составляют около 40 млрд долл.), которые люди хранят неведомо где, а также малый и средний бизнес — этот сегмент рынка почти не освоен банками. Так что развитие розничных услуг физическим лицам можно признать стратегическим направлением для российских банков.

Большинство банков прилагает немалые усилия для завоевания доверия клиентов. При этом речь идет не столько о том, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности рентабельных клиентов, а о том, чтобы максимально долго продлить отношения с потенциально выгодными клиентами, т.е. установить с ними прочные и Долгосрочные связи. Стоящая перед банками цель повышения общей рентабельности заставляет их наряду с политикой снижения издержек разрабатывать проекты развития отношений с клиентами. Привлечение новых клиентов обходится банку дорого, тем более что клиент, даже удовлетворенный предоставляемыми ему услугами, не всегда остается верным банку. В результате в условиях обостряющейся конкуренции каждый клиент становится для банка уникальным, и потому важно развивать различные сценарии развития отношений с клиентами с учетом не только нынешних, но и будущих отношений.

Сегодня программы привлечения и удержания клиентов рассчитаны главным образом на клиентов — физических лиц в соответствии с концепцией так называемого «управления отношениями с клиентом». Однако этот подход мало применим к другим партнерам банков — малым, средним и крупным предприятиям. Интенсификация отношений с этими клиентами является определяющим фактором дифференциации и удержания клиентов. Именно поэтому каждый банк должен особенно внимательно относиться к формированию таких отношений с клиентами, которые банки-конкуренты не смогут быстро воспроизвести. В этих условиях банки должны демонстрировать обоснованность, высокое качество и непрерывность обслуживания клиентов, способность предвидеть их будущие потребности и предлагать новаторские решения, т.е. позиционироваться как долгосрочный и надежный партнер клиента. Только на этой основе может возникнуть «капитал доверия» к банку.

Идеальный вариант отношений может быть выражен девизом: «Банк и клиент — единая команда», что требует от банка создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. При этом важно помнить, что правильная клиентская политика — это не одна только политика привлечения средств клиента, а и согласованная с нею политика предоставления кредитов и проведения других активных операций в интересах клиента.

Клиентская политика банка в указанном здесь широком понимании должна постоянно совершенствоваться, становиться более гибкой, все более взаимовыгодной. Последнее предполагает, в частности, сближение интересов сторон, все лучшее узнавание ими друг друга, совершенствование и обновление самих технологий поддержания и развития отношений, а также технологий собственно банковского обслуживания клиентов (пересмотр и целенаправленная переработка банками своих стратегий и бизнес-моделей).

Важно также не принимать слепо «общеизвестные» мнения и избегать шаблонных, стереотипных решений.

Наконец, для укрепления сотрудничества, для более эффективного использования всего комплекса банковских услуг клиентам необходима стабильная информационная и консультационная поддержка со стороны банка.

Механизмы предотвращения панического изъятия вкладов из банков и система страхования вкладов в России.

Банки привлекают значительные объемы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся не способны рассчитаться по долгам в срок. Когда общественность узнает о нарушении ликвидности у банка, то часто ответной реакцией с ее стороны бывает наплыв в банк требований о возврате вкладов. Это приводит к истощению банковских ресурсов и заставляет банки резко сокращать объемы операций, приносящих доходы. То есть банки страдают даже от случайной нестабильности рынка, от панически разрастающегося чрезмерного изъятия вкладов. Незапланированное увеличение оттока вкладов (депозитов) может привести отдельные банки к банкротству.

Любое значительное банкротство обладает потенциалом, способным вызвать цепную реакцию трудностей у контрагентов банкрота. Банкротства банков не более часты, чем банкротства в других секторах хозяйства, но они могут иметь более опасные последствия для экономики в целом. Когда происходит банкротство крупного банка или нескольких банков, то это всегда влечет за собой волну банкротств других банков и клиентов, имеющих тесные связи с этими банками. Иногда наплыв требований от кредиторов о досрочном возврате вкладов распространяется не только на банк, оказавшийся в затруднительной ситуации, но и на другие, в том числе и платежеспособные банки. Бывает, что изъятие вкладов охватывает большое количество банков, что провоцирует финансовую панику. Последняя, представляющая собой стихийное и досрочное изъятие вкладов (депозитов) из большого количества банков, является своеобразным фактором сугубо банковских кризисов, зарождающихся на самостоятельной основе (хотя чаще волны банковских кризисов являются следствием общего экономического кризиса или спада в экономике).

С другой стороны, можно понять и мотивы вкладчиков, пытающихся срочно и в массовом порядке изъять свои деньги из банков, о которых стала известна тревожная информация, т.е. спасающих свои средства, доверенные банкам.

Восстановление платежеспособности банковского сектора и доверия к банкам после прокатившегося кризиса всегда требует от общества значительных затрат. Для уменьшения таких затрат давно уже изобретен действующий в упреждающем порядке способ борьбы со вспышками массового изъятия вкладов и предотвращения кризисных ситуаций в экономике. Этот механизм называется государственным гарантированием (страхованием) банковских вкладов населения. Главной целью такого механизма, финансируемого преимущественно за счет средств самих же коммерческих банков, является компенсация вкладов населения в случае банкротства конкретного банка (банков).


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я