Привлечение банком вкладов и депозитов

История развития системы гарантирования вкладов начиналась с установления в США государственного (в пределах штата) страхования вкладов (в том числе и граждан) в Нью-Йорке в 1829 г., но оно широкого распространения в то время не получило, как не дало и ощутимых позитивных результатов. Реально страхование вкладов (депозитов) вошло в банковскую практику США в годы Великой депрессии с принятием в 1933 г. соответствующего банковского закона. На его основе была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), что явилось одним из факторов, позволивших остановить паническое массовое изъятие вкладов и массовое разорение американских банков (в 1920-е гг. в числе банкротов оказывалось до 600 банков в год, а в годы Великой депрессии — свыше 2 тыс. банков ежегодно). В дальнейшем с 1934 по 1981 г. число банкротств составляло в среднем 10 банков ежегодно. В 1980-х гг. количество банковских банкротств в стране опять стало интенсивно нарастать (только в 1986 г. это количество составило 206). Таким образом, даже самая старая в мире система гарантирования вкладов (депозитов) в самой богатой стране не может дать 100-процентной гарантии всем вкладчикам (тем более что гарантии распространяются не на любые суммы вкладов) и соответственно всем банкам.

Когда в послевоенный период по разным странам прокатились очередные волны кризисов ликвидности у банков, наносившие огромный ущерб экономике, многие правительства вынуждены были обратиться к опыту США в борьбе с банковскими банкротствами при помощи системы страхования вкладов. Такие системы возникли в Германии в 1966—1969 гг., в Испании — в 1977 г., во Франции — в 1980 г., в Великобритании — в 1982 г., в Бельгии — в 1985 г. Первые системы гарантирования вкладов создавались по инициативе государств, при этом банки имели возможность выбора — участвовать или нет в этих системах.

В последние годы защита вкладов в банках организуется в странах Восточной Европы и Средней Азии.

Основными целями, которые государство в лице законодательных органов стремится достичь при создании системы гарантирования вкладов (депозитов), как правило, являются: содействие образованию и мобилизации сбережений; защита банковских систем от финансовых кризисов, обеспечение устойчивости банков и денежного обращения; защита вкладчиков от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих экономических решениях.

Как правило, защита вкладчиков на законодательной основе ограничивается мелкими и средними вкладчиками.

По данным МВФ, который в 1995 г. и в 1998 г. изучал данный вопрос, исследовав ситуацию соответственно в 102 и 65 странах мира, в 1995 г. системы гарантирования вкладов действовали в 55% обследованных стран, в 1995 г. — уже в 95%. В 1998 г. в 87% стран участие банков в системах гарантирования вкладов было обязательным (против 65% в 1995 г.).

Однако есть страны (например, Австралия), где правительство и руководство банков против введения страхования депозитов. Свою позицию они аргументируют тем, что страхование приведет к увеличению расходов, которые банкам придется переложить на клиентов, и в результате понизятся процентные ставки по вкладам. При этом предполагается, что удержание банковской системы в стабильно ликвидном состоянии, наличие устойчивых и эффективно работающих кредитных организаций — это контрольная функция центральных банков, которые должны вести надзор за банками таким образом, чтобы исключить в них неэффективное управление и факты мошенничества, не допускать образования системных рисков, т.е. предотвращать внутренние банковские кризисы на ранней стадии их зарождения, когда еще возможно поддержание ликвидности банков с помощью изыскания внутренних резервов.

Но организовать такой надзор — дело проблематичное. Поэтому власти все же вынуждены создавать системы гарантирования вкладов. При этом взаимодействие между системой гарантирования вкладов и центральным банком имеет в разных странах некоторые особенности (скорее внешнего характера, чем внутреннего). Так, в странах, где надзор за банковской системой осуществляют непосредственно центральные банки, система гарантирования вкладов подчинена главным банкам (например, в Бельгии, Германии, Швейцарии, Японии). В некоторых странах органы надзора институционально отделены от центрального банка, и там система гарантирования вкладов имеет возможность самостоятельно регулировать ликвидность банков, а центральные банки не оказывают прямого и достаточно ощутимого воздействия на работу данного механизма. В ряде других стран центральные банки контролируют деятельность кредитных организаций совместно с другими институтами. Так, в США ФРС ведет надзорную деятельность совместно с ФКСД.

При всем многообразии различных форм организации систем гарантирования вкладов в мире внутренняя природа процесса защиты вкладов всегда одна и та же, т.е. все они имеют внутреннее родство. Именно определенное внутреннее содержание таких систем позволило МВФ отнести все национальные системы гарантирования вкладов и депозитов к двум основным типам: система прямо не выраженных гарантий, когда обязанность государства защищать банковскую систему вообще и банковские вклады и депозиты в частности рассматривается как сама собой разумеющаяся и строится на основании прошлого опыта; система положительно выраженных гарантий, когда указанная обязанность государства закреплена в общеправовых и/или в специальных банковских и финансовых законах. В последнем случае обязательным считается наличие специально созданного фонда для покрытия убытков, возникающих в связи с кризисами или банкротством банков. То есть такие системы основаны на взаимном участии банков (и частично государства) в покрытии возможных потерь. Однако такое разложение тяжести рисков на участников возможно лишь в том случае, если банкротства банков представляют собой редкие случаи. Если же масштабы «заражения» в банковском секторе значительны, то система оказывается неработоспособной.

Системы второго типа организованы одним из следующих альтернативных способов: основаны за счет государственной собственности и находятся в государственном управлении; управляются государством и частично финансируются банками; управляются государством совместно с банками и финансируются банками; управляются частным образом, когда депозитные институты страхуют друг друга.

Наиболее часто встречающимися формами финансового участия государства в системе гарантирования депозитов являются:

1) государство предоставляет фонду часть или в полном объеме начальный капитал для запуска системы гарантирования вкладов (Япония, Филиппины, США);

2) государство делает регулярные взносы в фонд для создания резерва системы (Испания, Индия);

3) государство в расходной части своего бюджета на текущий год резервирует установленный в законе размер средств для своевременного поддержания ликвидности фонда (США, Турция).

Желание банков одержать победу в борьбе с конкурентами за сбережения граждан толкает их ко все большему охвату вкладов системой гарантирования. С другой стороны, это желание объективно наталкивается на ограниченность финансовых возможностей системы. Поэтому практически во всех странах действуют лимиты ответственности страховых фондов по вкладам. Эти лимиты выражаются, во-первых, предельной суммой подлежащего гарантированию вклада, во-вторых, процентной долей покрытия вклада гарантией. Размер гарантии своевременной выплаты компенсации в мире колеблется от 1 тыс. долл. в Турции и Чили до 100 тыс. долл. в США. Органы ЕС рекомендуют применять единый уровень защиты депозитов и вкладов в размере 20 тыс. евро, а для более бедных стран — 15 тыс. евро. При этом существуют разные подходы к определению конкретных объектов защиты.

В странах, где применяется система прямо выраженных гарантий и соответственно формируются компенсационные фонды, ставки взносов в такие фонды колеблются в весьма широких пределах: от 1,2% в Чили до 0,008% в Японии. Нет также единообразия при определении базы исчисления размера взноса в резерв. За такую базу могут принимать: либо все числящиеся на данную дату вклады (депозиты) конкретного банка (США, Великобритания, Германия); либо только их гарантированную часть (Япония, Турция, Испания); либо сумму вкладов (депозитов) на 1 января или средневзвешенную их величину за год.

Представляют также интерес следующие данные, полученные специалистами МВФ. Организация управления системами гарантирования вкладов была различной: в 50% стран системами управляли правительственные органы, в 22% — сами банки и в остальных 28% — совместно представители правительства и/или центрального банка или банков. В 93% изученных в 1998 г. стран системы гарантирования финансировали сами банки, в остальных странах — государство. При этом 87% обследованных систем располагали средствами, регулярно пополнявшимися за счет взносов (против 79% в 1979 г.), а 13% собирали эти средства среди «выживших» банков только в случае банкротства того или иного банка. При этом сумма необходимых взносов распределялась между банками — участниками системы пропорционально объему привлеченных ими вкладов. Среди стран с регулярно пополняемыми фондами гарантирования вкладов в 23% (среди которых Аргентина, Болгария. Финляндия, Венгрия, Италия, Норвегия, Перу, Португалия, Румыния, Швеция и США) взнос банка устанавливался с учетом индивидуального риска его банкротства (в 1995 г. доля таких стран составляла 9%).


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я