Прибыль как результат предпринимательской деятельности


прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его даль­нейшее развитие, и только в остальной части — на потребление. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.


В современных условиях хозяйствования государство не устанав­ливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот может стимулировать на­правление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финан­сирование природоохранительных мероприятий, расходов по содер­жанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодатель­ство ограничивает размер резервного фонда предприятий, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.


Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифир­менного планирования, значение которого в условиях рыночной эко­номики возрастает. Порядок распределения и использования прибы­ли на предприятиях фиксируется в уставе предприятия и определяет положением, которое разрабатывается соответствующими подразде­лениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять­ся сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (развития про­изводства, производственного и научно-технического развития, соци­ального развития) и фонды потребления (материального поощрения).


     Механизм распределения прибыли зависит от организационно-пра­вовой формы хозяйствующего субъекта, от порядка налогообложения прибыли и уставных (учредительных) документов предприятия.


В рыночной экономике предприниматели сами планируют свою деятельность и перспективы развития. Планирование прибыли и рен­табельности дает возможность видеть суммы рассчитанной прибыли и уровень рентабельности, что очень важно для финансового обеспе­чения. Но эти цифры необходимы для перспектив налогообложения, страховки, получения кредитных ресурсов, партнеров и т.д.


Надо отметить, что финансовое планирование утратило свое зна­чение в условиях нестабильности, отсутствия специалистов по финан­совому менеджменту. Часто расчеты делаются на конкретный случай, приблизительно или от достигнутого.


В прошлые годы расчет прибыли производился на основе инфор­мации об объеме выпуска (реализации), издержек производства, обра­щения и цен. В условиях директивное™ метод давал точные цифры.





При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйственная прибыль планируется на год в рамках текущего финан­сового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое пла­нирование, и предприятия могут составлять более или менее реаль­ные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на при­быль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль за­интересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была мини­мальной. Однако более важная цель планирования прибыли — определе­ние возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.



     Объектом планирования выступают планируемые элементы балан­совой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потре­бителей и хозяйственных договорах.

В наиболее общем виде прибыль — это разница между ценой и се­бестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необхо­димо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на то­варный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой про­дукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется се­бестоимость товарного выпуска планируемого периода:


Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого пери­ода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализова­ны в конце этого периода.



     Именно такая методика расчета лежит в основе применения укруп­ненного прямого метода планирования прибыли, при котором легко оп­ределить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета — метод поассорти-ментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующи­ми данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным пози­циям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого пери­ода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличива­ется на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализаци­онные результаты.


Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассорти­менте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главное достоинство метода прямого счета при известных ценах и из­вестных затратах в течение планируемого периода — его точность.


Ранее метод прямого счета был основным при планировании при­были, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на по­требляемое сырье оставались практически неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был, по существу, производным показателем от объема реализуемой продук­ции и ее себестоимости. А поскольку каждое предприятие производи­ло установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.


В современных условиях хозяйствования метод прямого счета мож­но использовать при планировании прибыли только на очень корот­кий период времени, пока не изменились цены, заработная плата и другие обстоятельства, что исключает возможность его использования в годовом и перспективном планировании. В этих случаях наиболее приемлем так называемый факторный метод планирования прибыли, В его основе лежат следующие принципы:


1)   прогнозный характер планирования;


2)     применение достаточно гибких показателей с определенной сте­пенью отклонений от избранной величины;




Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я