Стратегическое планирование стоимости компании. Управление инвестициями
В процессе стратегического планирования развития предприятия и роста его стоимости соединяются интересы руководства, поставщиков, потребителей, персонала, налоговых служб. Вкладывая свои средства на начальном этапе в уставный капитал, собственники вправе ждать и стремиться к росту стоимости своего капитала.
Учитывая особенности российской рыночной экономики, менеджеры в этих условиях менее заинтересованы в создании стоимости компании как стратегического показателя результатов деятельности. Тем не менее при решении текущих проблем российские предприниматели должны понимать, что фактор роста стоимости предприятия — главенствующий показатель стратегии его развития.
Отражением показателя стоимости капитала служит также добавленная рыночная стоимость. Одна из новых теоретических разработок ученых-финансистов — показатель EVA. Экономическая добавленная стоимость — это достаточно универсальный показатель, который может использоваться для финансового анализа, управления и оценки стоимости компании. До сих пор классическими показателями для измерения прибыльности компании считаются различные показатели рентабельности, рассчитанные на основе бухгалтерских данных по итогам хозяйственной деятельности. Эти показатели имеют целый ряд недостатков и, прежде всего, зависят от полноты и точности бухгалтерского учета.
В свою очередь показатель EVA помогает отразить наибольший объем информации из бухгалтерского учета и финансового анализа (стоимость привлекаемых средств, учет рисков, налоговые вычеты, поправки на финансовый лизинг, гудвилл и т.п.).
Показатель EVA рассматривается как инструмент управления компанией, которая ставит основной целью создание и увеличение своей рыночной стоимости. Чем выше уровень этого показателя, тем больше добавленная стоимость, выше конкурентоспособность, производительность труда и уровень занятости. Стратегические темпы разрабатываются на основе прогнозирования на длительные периоды, поэтому все будущие стоимостные показатели требуют учета изменения ценности денежных средств за планируемый период. - Для планируемой оценки стоимости капитала на основе движения будущих денежных средств учитываются объемы продаж, уровень
При планировании роста стоимости компании необходимо поддерживать определенные системы между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности фирмы.
В формировании стоимости предприятия активное участие принимают финансовые менеджеры, и именно от них зависит обеспечение снижения затрат, качество продукции, моделирование цен, прибыль. Это показывает, что процесс стратегического планирования стоимости компании должен учитывать все факторы успеха предприятия. В процессе стратегического планирование важным является не столько стоимостная оценка роста капитала, сколько разработка мероприятий, обеспечивающих планируемый рост, причем по каждому мероприятию рассчитывается вероятный прирост его стоимости. Такая система планирования обеспечивает более эффективное и комплексное управление активностью развития компании.
На каждом этапе стратегического планирования выделяются определяющие факторы роста стоимости. Однако ключевые факторы могут периодически менять свою значимость в зависимости от внешних и внутренних условий деятельности предприятия.
Кроме того, факторы стоимости всегда связаны между собой и влияют друг на друга. После принятия стратегии развития разрабатываются целевые нормативы на краткосрочный и долгосрочный периоды. Также и нормативы, выраженные в конкретных показателях, служат критериями оценки эффективности управления. Ориентация на показатели стоимости позволяет использовать новые подходы, рычаги и инструменты, идти по пути нового экономического мышления.
В основе стратегического управления лежат необходимые мероприятия:
■ создание соответствующей информационной базы;
■ разработка методики определения стоимости компании;
■ разработка системы организационного сопровождения стратегических планов;
■ обеспечение соответствующей инфраструктуры для принятия и
реализации плановых решений;
■ разработка экономических моделей для моделирования плановых решений при различных сценариях развития.
Стратегическое планирование стоимости компании обеспечивает целевой характер выработки управленческих решений на всех уровнях управления.
Условия, при соблюдении которых внеоборотные активы относятся к нематериальным в бухгалтерском учете: