Система двойного подчинения

Доверие никоим образом не имеет отношения к какому-либо организационному принципу, но оно представляет собой одну из сторон корпоративной культуры, о которой много писалось в последние годы. В наиболее простом виде она представляет собой ряд общих ценностей и традиций, а также знание того порядка, при помощи которого ведутся и должны вестись дела в данной компании. Дело заключается в том, что сильная и позитивная корпоративная культура абсолютно необходима для того, чтобы могла заработать система двойного подчинения и принятия решений равными по должности.

Эта система делает жизнь менеджера более сложной и запутанной а большинство людей не любит неясности. Тем не менее эта система необходима, чтобы заставить работать гибридные организации, и, хотя люди все равно будут стараться найти что-то более простое, реальность такова, что с этим надо смириться. В строго функциональной организации, которая совершенно ясна с концептуальной точки зрения, имеется тенденция к тому, чтобы удалить разработчиков и производственников (или эквивалентные им группы в вашей фирме) подальше от рынка, лишая их малейшего представления о том, чего желает потребитель. В ориентированной только на задачу организации, в свою очередь, могут быть установлены четкие и недвусмысленные отношения подчинения, а также совершенно ясные цели на все время ее деятельности. Однако фрагментарное состояние дел, которое получается в результате, приводит к неэффективности и низкой производительности в целом.

Совсем не потому, что в «Интел» так уж любят неясность и двусмысленность, мы стали одной из гибридных организаций. Просто мы опробовали все остальное, и хотя прочие модели и оставляли меньше возможности для чего-то неясного, зато они не работали. Гибридные организации, а также сопутствующий им принцип двойного подчинения, как, впрочем, и демократия, не являются чем-то грандиозным сами по себе. Просто так вышло, что они оказались наилучшим способом, при помощи которого может быть организовано любое деловое предприятие.

Как сделать так, чтобы гибридные организации работали

Для того чтобы гибридные организации заработали, необходимо найти способ координировать работу ориентированных на задачу подразделений и функциональных групп таким образом, чтобы ресурсы последних выделялись и предоставлялись для удовлетворения потребностей первых. Рассмотрим, как в «Интел» работает бухгалтер-аналитик. Его профессиональные методы, практика, а также стандарты устанавливаются функциональной группой, к которой он принадлежит, — его финансовой организацией. Соответственно бухгалтер в каком-нибудь деловом подразделении должен был бы отчитываться перед кем-то как в функциональной, так и ориентированной на задачу организации, чтобы конкретный вид надзора над ним отражал разные потребности двух этих групп. Генеральный директор данного подразделения устанавливает этому бухгалтеру ориентированные на задачу приоритеты, давая ему указания производить работу по конкретным деловым проблемам. Руководитель финансовой службы, в свою очередь, стремится убедиться в том, что этот бухгалтер подготовлен для того, чтобы грамотно выполнить свою работу с профессиональной точки зрения, наблюдает за его профессиональными успехами, а также следит за ростом его карьеры в финансовой сфере, продвигая его, скажем, на должность бухгалтера-аналитика более крупного и более сложного подразделения, если он хорошо работает на предыдущей должности. Это представляет собой двойное подчинение — принцип управления, дающий возможность функционировать гибридной форме организации.

У этого примера имеются параллели во всех частях корпорации. Возьмем рекламную службу. Должно ли каждое деловое подразделение разрабатывать и проводить свою собственную рекламную кампанию или все это следует поручить единой службе на уровне всей корпорации? Как и ранее, плюсы и минусы есть у обоих вариантов. Вполне очевидно, что каждое подразделение понимает свою собственную стратегию наилучшим образом, а следовательно, можно предполагать, что оно и лучше представляет себе, каким должно быть рекламное послание и кому оно должно быть адресовано. Это вроде бы указывает на то, что рекламу следует оставить в руках подразделений. Но, с другой стороны, продукция различных подразделений часто обслуживает потребности какого-то конкретного рынка, и, взятая вместе, она была бы способна значительно полнее удовлетворить спрос потребителя, чем это могло бы сделать какое-то одно подразделение. В этом случае потребитель, а следовательно, и производитель явно выиграют, если вся рекламная кампания будет произведена в единой, скоординированной манере. Кроме того, реклама продает не только какой-то конкретный продукт, но и образ всей корпорации в целом. Поэтому, поскольку рекламные объявления должны способствовать формированию целостного образа, который подходил бы для каждого, мы уж по крайней мере не должны позволять, чтобы какое-то подразделение отправлялось и нанимало свое собственное рекламное агентство.

Как и во многих других случаях в любой гибридной организации, в данном эпизоде оптимальное решение взывает к применению системы двойной отчетности.

Менеджеры по маркетингу в подразделениях должны определять содержание большинства своих собственных рекламных посланий. Но некий координирующий орган из равных по должности лиц, состоящий из менеджеров по маркетингу различных подразделений и, возможно, возглавляемый корпоративным менеджером по сбыту, обязан обеспечивать необходимое функциональное руководство для всех вовлеченных в этот процесс. Этот орган выберет, например, конкретное рекламное агентство, а также установит графический образ, которому должны будут соответствовать все рекламные объявления подразделений. Он может, кроме того, установить способ, при помощи которого менеджеры по маркетингу в подразделениях будут иметь дело с этим рекламным агентством, что может уменьшить стоимость места для публикации рекламы благодаря скидкам за объем заказа. Однако содержание конкретного послания, которое должно будет донести какое-то отдельное рекламное объявление, будет в основном оставлено на усмотрение специалистов в подразделениях.

Система двойного подчинения наверняка может начать испытывать терпение менеджеров по маркетингу, поскольку теперь от них потребуется понимать потребности и процесс мышления других равных им по должности лиц. Но никакой реальной альтернативы не существует, если только не нужно довести информацию о конкретном продукте, а также соответствующие сообщения, касающиеся рынка, сохранив одновременно целостный образ корпорации.

Мы уже видели, что все виды организаций эволюционируют в гибридную организационную форму. Они должны, кроме того, развить систему двойного подчинения. Рассмотрим следующую выдержку из статьи об университете штата Огайо, которая появилась в «Уолл-стрит Джорнал» (примечания в скобках сделаны мной):

Университет — странное место для осуществления руководства. Президент университета сказал: «Имеется четко разделяемая между администрацией- [функциональная организация] и факультетом [ориентированная на задачу организация] ответственность за принятие решений». Был сформирован наблюдательный совет по планированию в университете [группа равных] из представителей от факультетов и администрации, чтобы помочь распределению ограниченных ресурсов [наиболее трудная и чаще всего встречающаяся проблема] перед лицом резкого сокращения бюджетных расходов, «Нас учат, и мы сами учимся мыслить с точки зрения всего учреждения, — заявил один из членов совета. — Я представляю интересы студентов, у которых были кое-какие проекты для рассмотрения в этом году. Но я отступил от своей позиции и проголосовал за то, чтобы купить новый бульдозер».

Итак, выразим вновь ту же мысль по-иному: гибридная организационная форма является неизбежным следствием удовольствия пользоваться преимуществами нахождения в составе какой-то более крупной организации — неважно, будь то компания, университет или что-то еще. Хочу оговориться, что ни эта форма, ни потребность в двойном подчинении не являются оправданием бесполезной суеты, и мы должны безжалостно выкорчевывать все излишние бюрократические препоны, применять принцип упрощения работы ко всему, чем мы занимаемся, а также непрерывно подвергать испытанию на здравый смысл все установленные требования к координации и консультациям. Но не следует ожидать, что удастся избежать сложности, играя со способами организации отчетности. Нравится это или нет, но гибридная организация представляет собой фундаментальный принцип организационной жизни.

Еще одно затруднение: двухуровневая организация

Всякий раз, когда некий человек вовлекается в процесс координации — нечто, что не является частью его ежедневной работы, — мы встречаемся с вариацией системы двойного подчинения.

Помните Синди, менеджера ноу-хау, которая несет ответственность за поддержание на определенном уровне и усовершенствование конкретных производственных процессов? Синди отчитывается перед ведущим инженером, который, в свою очередь, подчиняется руководителю инженерной службы завода. В своей ежедневной работе Синди приходится оперировать производственным оборудованием, следить за приборами, которые осуществляют наблюдение за процессами, и производить в случае необходимости корректировку. Но у Синди есть также и другая работа. Один раз в месяц она встречается в официально установленном порядке со своими коллегами из других производственных предприятий, чтобы определить, обсудить и разрешить проблемы, имеющие отношение к процессам, за которые каждый из них несет ответственность на своем рабочем месте на соответствующем заводе. Эта координационная группа работает также над тем, чтобы стандартизировать процедуры, которые используются на всех заводах. Работа группы, членом которой является Синди, а также работа других подобных групп контролируется другой, более высокой по статусу группой (она называется советом технических руководителей), членами которой являются главные инженеры со всех предприятий.

В качестве инженера по производственным процессам на заводе, где она проводит 80% своего времени, Синди имеет четко установленные отношения подчиненности со своим ведущим инженером, а через него — и с техническим руководителем (главным инженером) завода. Но поскольку она является еще и членом координационной группы по промышленным процессам, она контролируется также ее председателем. Поэтому мы видим, что имя Синди появляется на двух организационных схемах, которые служат двум различным целям: одна обслуживает производственные предприятия, другая координирует усилия различных предприятий. Здесь мы опять сталкиваемся с двойным подчинением, поскольку у Синди имеются два начальника.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я