Основная дивизиональная структура

Диверсифицированная организация представляет собой не столько интегрированное целое, сколько набор полуавтономных единиц, объединяемых центральной административной структурой. Эти структурные единицы обычно называются подразделениями (дивизионами), а центральная администрация штаб-квартирой. Данная конфигурация широко распространена в промышленности: она (или ее модификации) характерна для подавляющего большинства входящих в рейтинг «Fortune 500» крупнейших американских корпораций. Но, как мы увидим впоследствии, аналогичные структуры встречаются и в других секторах экономики.

Так называемые дивизионализированные формы структуры, ее единицы, создаются для обслуживания отдельных рынков и наделяются всеми необходимыми рычагами управления операционными функциями. Поэтому каждый дивизион относительно независим от штаб-квартиры и даже от необходимости координации своей деятельности с другими подразделениями. Другими словами, создается впечатление, что каждое подразделение выступает как самодостаточный бизнес. Разумеется, это не так. Именно выполнение штаб-квартирой ряда важнейших функций отличает эту конфигурацию от простого объединения независимых бизнес-единиц, предоставляющих один и тот же набор товаров и услуг.

Роли штаб-квартиры

Прежде всего, штабквартира осуществляет контроль над результатами деятельности подразделений и корпорации в целом. Она устанавливает желаемые стандарты деятельности (выражаемые, прежде всего, количественно: норма возврата инвестиций, объем продаж) и контролирует их достижение бизнес-единицами. Таким образом, координация деятельности между штаб-квартирой и подразделениями сводится прежде всего к стандартизации выпуска. Разумеется, осуществляется и прямой контроль менеджеры штаб-квартиры должны поддерживать личные контакты с дивизионами и знать положение дел в них. Отсюда можно предположить, что, поскольку менеджеры подразделений отвечают за их производственную деятельность, в рамках данной конфигурации они должны обладать достаточной самостоятельностью, действовать исходя из собственных оценок текущей ситуации. Таким образом, штаб-квартира должна делегировать менеджерам подразделений значительный объем властных полномочий.

В компетенции же штаб-квартиры остается ряд важнейших функций, и в частности разработка основной корпоративной стратегии, т. е. определение «содержимого» бизнес-портфеля, направлений предполагаемых операций компании. Изменяя его, штаб-квартира устанавливает, приобретает, лишает прав и закрывает подразделения компании. В 1970х гг. во многих корпорациях была популярна разработанная в БКГ матрица «рост/доля рынка». В соответствии с матрицей БКГ менеджеры штаб-квартиры корпорации должны распределять фонды компании в зависимости от перспектив подразделения (т. е. от того, входят ли они в категорию «собак», «денежных дойных коров», «диких кошек» или «звезд»). Но вскоре энтузиазм менеджмента в отношении данного метода иссяк, возможно, потому, что оправдалось предостережение Поупа относительно того, что «недостаток обучения может оказаться весьма опасным».


Во-вторых, штаб-квартира регулирует фондовые потоки между подразделениями, направляя избыточную прибыль одних дивизионов на поддержание роста других.

В-третьих, естественно, штаб-квартира посредством собственной техноструктуры разрабатывает и управляет системой контроля над исполнением заданий.

В-четвертых, она сохраняет за собой право замещения менеджеров подразделений. Если деятельность какого-то из дивизионов не удовлетворяет руководство, то для штаб-квартиры, которая не управляет непосредственно ни одним из подразделений, наиболее реальным проявлением власти (при невозможности выйти из затруднительного положения путем сокращения производства или дивестиций) является замена его лидера.

Наконец, штаб-квартира обеспечивает поддержку некоторых сервисных служб (например, корпоративной службы по связям с общественностью или юридического департамента).

Структура подразделений

Нередко для описания разделенных на дивизионы организаций используется термин «децентрализованные», отражающий то, как именно некоторые из них приобрели свой нынешний статус. В процессе диверсификации функционально структурированных компаний (имевших корпоративные отделы маркетинга, производства, инженерный и т. д.) многие из них сталкивались со значительным усложнением координации деятельности различных товарных линий и функций в масштабах организации в целом. Менеджеры корпоративных отделов должны были тратить неимоверное количество времени для решения спорных вопросов. Но однажды была найдена дивизиональная структура, в которой все связанные с определенными направлениями бизнеса функции сосредоточены в отдельной структурной единице, что привело к значительному упрощению менеджмента. В конечном итоге структура многих организаций стала более децентрализованной, а функции управления подразделениями были делегированы менеджерам дивизионов.

Однако большая децентрализация не означает полной децентрализации. Просто имеет место рассредоточение власти уполномоченных принимать решения в организации сотрудников, и многие диверсифицированные корпорации сохраняют большинство полновластных функций в руках небольшого числа менеджеров, управляющих всей производственной деятельностью. В самом деле, большинство наиболее известных примеров дивизионализации являлось одной из форм относительной централизации, в 1920е гг. Альфред Слоун представил на рассмотрение General Motors структуру, разделенную на отдельные подразделения компании, которая предполагала ослабление влияния ее автономных бизнес-единиц. Предложенная система финансового контроля позволила упорядочить когда-то абсолютно неуправляемую агломерацию автомобильного бизнеса.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я