Внесение средств в ФОР
Законодательная и нормативная база.Вопросы формирования банками фондов обязательного резервирования (ФОР) коротко освещаются в обоих основных банковских законах, а подробно — в Положении Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29 марта 2004 г. № 255-П (до этого действовало Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ» от 30 марта 1996 г. № 37).
О назначении ФОР.
Как видно из приведенных норм, в законах ФОР понимается как важный инструмент денежной и кредитной политики государства, но не сказано, зачем именно нужен данный инструмент. «Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора». Другими словами, резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций (чтобы они не могли «закачать» в экономику слишком много денег) и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении (забота об обеспечении устойчивости рубля).
Таким образом, использование резервных требований уместно не постоянно, а только в следующих случаях: когда, во-первых, есть объективная необходимость сократить количество денег в обращении (остановить либо сделать его рост контролируемым), чтобы не допустить «перегрева» экономики, и когда, во-вторых, наиболее подходящим для этого средством будет признано ограничение кредитных возможностей коммерческих банков путем изымания у них определенной части при-влеченных ими средств (или увеличения такой части). Следовательно, средства ФОР, аккумулируемые в Центральном банке как бессрочные вклады коммерческих банков, должны жестко исключаться из всякого оборота.
Мультипликатор капитала банка представляет собой отношение средних за период активов к средней величине его собственного капитала и показывает меру финансовой зависимости (меру связанности с финансовым рынком). Чем больше значение мультипликатора, тем выше доля долгов банка по отношению к его собственному капиталу. Снизить мультипликатор при данной величине собственного капитала банка — значит ограничить его в возможностях проводить приносящие доход активные операции, эффективно превращать пассивы в работающие активы, а тем самым (поскольку упадут доходы) — ив возможностях занимать средства на рынке.
В цитированном пункте Положения № 255 не говорится прямо о том, что резервные требования нацелены на ограничение спроса на банковские услуги, хотя такое их предназначение очевидно из рассмотренного текста; ничего не говорится и о средствах ФОР как источнике погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами при отзыве у него лицензии, хотя это прямо следует из предпоследней части ст. 38 Закона «О Центральном банке РФ».
Мнения специалистов по данному вопросу сводятся к следующим пунктам.
1. Необходимость и эффективность применения резервных требований с точки зрения банковского регулирования подтверждается мировым опытом. Такие требования к кредитным институтам применяются почти во всех странах с рыночной экономикой.
2. В то же время данный инструмент нельзя считать гибким и пригодным для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов, так как в определенном смысле он представляет собой сильнодействующий дестабилизирующий экономику фактор. Даже небольшие колебания норм резервирования вызывают значительные изменения в объеме кредитных операций.
3. Для стран с развитой банковской системой характерно применение резервных требований как инструмента долгосрочного регулирования кредитной деятельности банков, причем данный способ государственного регулирования там занимает скромное место. При этом нормы резервирования пересматриваются редко (не чаще чем через несколько лет) и только при необходимости внесения изменений в динамику и объем денежной массы.
4. В России они используются в основном для стабилизации денежного обращения и борьбы с инфляцией, т.е. для текущего регулирования денежной массы и ограничения темпов ее роста. По крайней мере, такова официально прокламируемая позиция. Однако какие-либо статистические данные о действии банковского мультипликатора в России отсутствуют. Нет информации и о том, в какие активы размещает ЦБ средства, которые должны храниться на резервных счетах (в том, что он пускает указанные средства в оборот, никто не сомневается). Это делает уязвимым обоснование самой необходимости использования резервных требований в наших условиях и затрудняет оценку эффективности их применения.
Кроме того, резервные требования используются: для регулирования спроса на банковские ресурсы; для регулирования уровня ликвидности, платеже- и кредитоспособности коммерческих банков; как источник погашения обязательств банка с отозванной лицензией (т.е. как элемент конкурсной массы ликвидируемого банка).
Таким образом, отечественная банковская практика пока не дала однозначного и убедительного ответа на вопрос о том, каково должно быть действительное предназначение ФОР в наших реальных условиях.
Из зарубежной практики применения резервных требований.
Исторически обязательные резервы развились из необходимости для банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде кассовых резервов для бесперебойного возврата вкладов и депозитов по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другими банками. Иными словами, кассовые резервы, хранившиеся банками в центральном банке, служили гарантийным фондом для выполнения указанных обязательств банков.
Впервые практика обязательных резервов была официально введена в 1913 г. в США при создании Федеральной резервной системы (ФРС). Впоследствии ФРС получила право пересматривать норму обязательных резервов. Изменение нормы этих резервов стало одним из методов денежно-кредитной политики. После Второй мировой войны принцип изменяющихся обязательных резервов был введен центральными банками многих стран.
Как известно, часть своих кассовых (денежных) резервов коммерческие банки должны постоянно держать в налично-денежной форме в качестве обеспечения своих обязательств. Основу этих резервов наличности банков составляют вклады (депозиты) их клиентов. Частью таких банковских резервов являются и обязательные резервы, хранение которых на специальных счетах в центральном банке обычно предписывается законом.
Обычно минимальный остаток средств на таком счете, т.е. норма (норматив) обязательных резервов, определяется в национальном банковском законодательстве в процентном отношении к соответствующим статьям пассивов или активов кредитных институтов. Указанная норма может дифференцироваться в зависимости от: срока деятельности; величины пассивов или активов банков; видов и размеров привлекаемых ими вкладов (до востребования, срочные, сберегательные и прочие виды вкладов) в национальной или иностранной валюте; гражданства вкладчика; региона деятельности банков и других условий. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормативы резервирования не только более эффективны вследствие более «избирательного удара», но и разумнее в социальном плане. Например, в Германии резервная политика Бундесбанка предполагает преференции для банков, выполняющих определенные социальные функции.
В мире наблюдается большой разброс норм резервирования. В последние несколько лет они составляли: в Великобритании — 0,45%, Японии — от 0,125 до 2,5, Швейцарии — 2,5, Германии — от 4,15 до 12,1, Франции — от 3 до 5,5, Испании — 17, Италии — 25%. Во многих странах, как и в России, верхние уровни резервов ограничены законом. Так, в Германии указанные нормы не могут превышать: по вкладам до востребования (до месяца) — 30%, по срочным обязательствам (от одного года до четырех лет) — 20, по сберегательным вкладам — 10%.
В некоторых странах в случае нарушения банками установленного норматива предусматривается введение специальных (дополнительных) резервных требований в процента от суммы нарушения.
Величина резервных требований может определяться двояким способом — по отношению к банковским пассивам либо к банковским активам. В настоящее время в подавляющем большинстве стран указанный норматив устанавливают к пассивам банков. Суть этого наиболее старого способа состоит в том, что банки должны резервировать на счетах в центральном банке часть привлеченных вкладов (депозитов) клиентов. В немногих странах базисом исчисления размера резервов служат объемы выдаваемых кредитов.
Нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться в отношении всех банковских пассивов или их части. В большинстве стран основной статьей при расчете резервов служит объем вкладов (депозитов) населения, предприятий и небанковских организаций. Однако в некоторых странах (Нидерланды, ФРГ) при их определении учитываются и межбанковские обязательства (из них тоже могут делаться исключения).
Разновидность метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам — установление резервов в зависимости от изменения совокупных пассивов банков, т.е. от увеличения или уменьшения их сальдо за период (разница между поступлениями денег на основные корреспондентские счета и выдачами с них денег). В большинстве стран используется именно этот метод.
Способ определения величины резервных требований по отношению к банковским активам (кредитам) считается французским изобретением и применяется редко. Суть его заключается в количественном ограничении (лимитировании) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста («кредитные потолки»). Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого банка. Могут лимитироваться также объем и число кредитов, выдаваемых одному клиенту.
Читайте также: