Корреспондентские отношения с коммерческими банками: цели, технологии установления и развития
Каждый коммерческий банк в силу производственной необходимости поддерживает прямые деловые отношения с большим или меньшим числом других банков и иных кредитных организаций. Предметом таких отношений, выступающих важным элементом и одновременно условием нормального функционирования всей банковской системы, являются прежде всего расчетно-платежные операции, которые банки проводят для своих клиентов при участии других банков (НКО), а также собственные операции (сделки) непосредственно между банками как самостоятельными хозяйствующими единицами — главным образом в форме выдачи и получения межбанковских кредитов. Общим техническим условием проведения всех подобных операций по схеме «банк — банк» является наличие между ними корреспондентских связей.Нормативно-правовая база.
Законодательная база установления и поддержания межбанковских корреспондентских отношений состоит всего из нескольких предложений.
Необходимость и природа прямых корреспондентских отношений.
По закону расчеты (платежи) в безналичном порядке между банками, их филиалами могут проводиться через:
1) расчетную сеть Банка России;
2) другие банки по корреспондентским счетам лоро и ностро, открываемым друг у друга;
3) НКО, имеющие право проводить такие операции;
4) внутрибанковские расчетные (платежные) системы (счета межфилиальных расчетов).
Если первый путь обязателен для каждого банка, то остальные пути они используют по собственной инициативе в дополнение к тем возможностям, которые им дает проведение расчетов и платежей через подразделения Центрального банка. Корреспондентские отношения между коммерческими банками — традиционная форма банковских связей, без которых объективно не может обойтись ни один из них.
Поэтому «используют по собственной инициативе» означает только то, что каждый банк сам выбирает себе партнеров по таким связям (а не так, будто банк может использовать этот путь, а может и не использовать его).
В общем случае необходимость установления банками корреспондентских отношений друг с другом (прямых корреспондентских отношений) объясняется конкретными жизненными обстоятельствами, в конечном счете — их желанием обеспечить высокую скорость прохождения и надежность платежей, в чем заинтересованы и они сами, и их клиенты, и заработать на этом заслуженную прибыль.
Корреспондентские отношения вытекают из двух главных «источников», которыми являются: деловые связи банков с их клиентами; потребности самих банков как коммерческих организаций, работающих на специфическом рынке. Эти отношения в первом случае используются для предоставления клиентам максимально широкого перечня услуг на взаимовыгодных условиях, а во втором удовлетворяют потребности самих банков как крупных потребителей банковских услуг.
Установление корреспондентских отношений между двумя банками предполагает заключение корреспондентского соглашения (договора), что означает, что банки, обменявшись контрольными документами и обговорив (зафиксировав в письменном виде) все условия и порядки, на основании которых будут строиться их взаимоотношения, начинают развивать все возможные и интересные им формы сотрудничества, выполнять различные операции по поручению друг друга в пределах установленных друг на друга лимитов на проведение тех или иных операций.
В рамках корреспондентского соглашения банки не только проводят расчетноплатежные операции для своих клиентов, включая переводы и выплаты денег, акцепты трат, обеспечение аккредитивных операций, выставление гарантий, инкассирование документов и т.п., но также выполняют разнообразные операции в собственных интересах. Особое место здесь занимают предоставление и получение межбанковских кредитов, размещение межбанковских депозитов, межбанковские валютные операции, выдача взаимных гарантий и т.д.
Развитие корреспондентских отношений (для клиентов и для себя) следует рассматривать как отражение бизнеса банка, более того — как рычаг его развития. Хорошие корреспондентские связи могут быть только надежными и оперативными. При этом вопрос целесообразности данных отношений в каждом конкретном случае должен рассматриваться с позиции соотношения издержек и доходов.
Учитывая важность корреспондентских отношений, банки разрабатывают и пытаются реализовать свою политику по отношению к другим банкам, определяя, в частности, с какими из них, в каких областях, какими силами и на каких условиях развивать сотрудничество. Эта работа включает в себя анализ финансового положения банков-корреспондентов, их платежеспособности и репутации, разработку мер, которые должны обеспечить интересы банка, защиту от риска неплатежа по операциям с корреспондентом, совершенствование условий межбанковских расчетов и платежей и повышение их эффективности.
Основные термины.
Головная контора — подразделение банка, имеющего филиалы, расположенное по месту регистрации банка, ведущее сводный баланс банка, а также отдельный баланс, являющийся частью сводного. Головная контора открывает корреспондентский счет в Банке России, может открывать корреспондентские субсчета в Банке России филиалам по месту их расположения, а также корреспондентские счета в других банках и НКО.
Филиал — обособленное подразделение банка, созданное в порядке, установленном в законодательстве и нормативных документах Банка России. Может иметь корреспондентский субсчет в Банке России, а также счета в других банках (иных кредитных организациях).
Подразделения банка — головная контора и филиалы.
Корреспондентские счета — банковский счет банка в подразделении расчетной сети Банка России, счета банка (филиала) в других банках (филиалах) и иных кредитных организациях.
Читайте также: