Внешнее регулирование деятельности отдельного банка

Регулирование как процесс внешнего управляющего воздействия на конкретный банк начинается с момента, когда руководитель Банка России или его ТУ, назначивший проверку данного банка, утверждает акт его проверки и принимает одно из возможных решений, предписанных в Инструкции от 31 марта 1997 г. № 59, т.е. определив конкретную меру воздействия на банк.

Основной задачей, решаемой при этом надзорным органом, считается приведение деятельности банка в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми в банковском законодательстве и Банком России. Следовательно, меры воздействия должны выбираться такие, которые способны наиболее эффективно решать указанную задачу. Если иное не оговорено в Инструкции № 59, то надзорный орган выбирает меру воздействия самостоятельно, учитывая, в частности, характер допущенных банком нарушений, причины возникновения выявленных нарушений, общее финансовое состояние банка.

Надзорный орган вправе применять к банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия обоих типов.

Предупредительные меры воздействия.

1. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в случаях, когда недостатки в деятельности банка не угрожают интересам его кредиторов и вкладчиков и при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления и участников банка к устранению нарушений в его деятельности, а также при условии их надлежащего взаимодействия с надзорным органом (имеется в виду принятие обязательств скорректировать деятельность банка).

2. Данные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, в частности: при ухудшении показателей деятельности банка, если обязательные нормативы или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых банком, выполняются либо нарушаются незначительно, т.е. отсутствуют процессы, угрожающие финансовому состоянию банка, интересам его кредиторов и вкладчиков; если имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния банка (текущие убытки, снижение собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов, средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в банке, падение рыночной стоимости свободно обращающихся ценных бумаг банка и др.); при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации банков, их лицензирования и расширения деятельности; при несоблюдении требований Банка России: о разработке правил построения расчетной системы банка; о своевременном проведении филиалами платежей с корреспондентских субсчетов.

3. Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности банка. В этом случае они сочетаются с принудительными мерами воздействия.

4. Предупредительные меры воздействия — это доведение до органов управления банка информации о недостатках в его деятельности и об обеспокоенности надзорного органа этим, рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуации, предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, установление дополнительного контроля за деятельностью банка.

5. Информация о наличии в деятельности банка недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена до его руководящих органов в официальной письменной форме (письмо, телеграмма, телекс и др.) или в ходе делового совещания. Результаты совещания оформляются протоколом.

Принудительные меры воздействия.

1. Принудительные меры воздействия применяются в случаях, когда это вытекает из характера допущенных банком нарушений с учетом того, что применение одних предупредительных мер не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку его деятельности. Основаниями для применения принудительных мер являются нарушения (невыполнение) банком законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также проведение операций, создающих реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

2. К основным принудительным мерам воздействия относятся: штраф; требование о финансовом оздоровлении банка; ограничение банка в праве проведения отдельных операций (на срок до шести месяцев); запрет банку вести отдельные операции, предусмотренные в его лицензии (на срок до одного года); запрет банку открывать новые филиалы (на срок до одного года); требование о замене руководителей банка; введение в банк временной администрации; отзыв у банка лицензии.

Применение к банку принудительной меры воздействия оформляется, как правило, в виде предписания; введение временной администрации и отзыв лицензии — приказом.

3. В соответствии с Инструкцией № 59 штраф — это денежное взыскание, налагаемое на банк на основаниях, установленных в банковском законодательстве и нормативных актах Банка России. Наложение штрафа оформляется предписанием, в котором указываются основания для взыскания, а также срок его перечисления (не более одного месяца). Штраф может быть применен за каждый случай нарушения норм законов «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности» или требований нормативных актов Банка России. Названная Инструкция снабжена приложением 2, представляющим собой весьма впечатляющий «прейскурант» штрафов, грозящих банкам. При этом величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм за месяц не может превышать 1% минимального размера УК вновь создаваемого банка.

При этом при невыполнении обязательных нормативов штрафы взыскиваются по результатам рассмотрения справок с расчетами фактических значений нормативов или по результатам инспекционной проверки; при невыполнении нескольких обязательных нормативов не допускается взыскание штрафа за невыполнение каждого норматива в отдельности; штраф взыскивается за невыполнение на отчетную дату обязательных нормативов в целом независимо от количества невыполненных нормативов; если допущены разные нарушения, то размер штрафа определяется исходя из наибольшей величины штрафа, предусмотренной в соответствующих пунктах; не допускается одновременное штрафование за превышение лимита (сублимита), установленного для суммарной величины всех открытых валютных позиций, и за каждое превышение лимитов (сублимитов) по отдельным иностранным валютам и рублям.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я