Современный российский рынок ценных бумаг

Любому инвестору для работы на РЦБ необходимы:

• лицензия на проведение соответствующих операций с ценными бумагами;

• прямой доступ к различным сегментам рынка (главным отечественным биржевым площадкам, Российской торговой системе, региональным торговым площадкам, внебиржевому рынку);

• развитая инфраструктура (современное оборудование, удаленные терминалы для совершения операций на различных торговых площадках, коммуникационные системы);

• информационно-аналитические ресурсы;

• опыт и профессионализм в области инвестирования;

• квалифицированные кадры;

• время и возможности для ежедневной кропотливой работы с фондовыми ценностями.

Такими условиями располагает не каждый профессиональный участник фондового рынка и не каждый банк. Как правило, на операциях с ценными бумагами в России специализируются организации — финансовые брокеры, занимающиеся портфельными инвестициями. Портфельный инвестор ведет спекулятивные операции с ценными бумагами, делая ставку на перспективу развития их эмитента за счет его собственных средств, а также на благоприятное изменение цен на данном рынке. В отличие от него прямой инвестор приобретает долю в капитале эмитента ценных бумаг (финансирует программу его развития), рассчитывая, что эта доля будет приносить ему устойчивый доход в течение определенного времени или даст какие-то стратегические преимущества для работы на новых рынках и что ее можно будет продать на РЦБ по выгодной цене.

Российский РЦБ представляет собой достаточно непредсказуемое явление, во многом зависящее от ожиданий иностранных портфельных инвесторов. Корпоративные фондовые ценности, обращающиеся на указанном рынке, представляют собой набор бумаг всего нескольких десятков эмитентов, многие из которые к тому же являются монополистами (естественными и искусственно созданными) в той или иной области деятельности, а следовательно, движение цен (котировок) на эти бумаги мало отражает фундаментальные процессы в реальной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности данных компаний. Тем не менее именно эти бумаги могут представлять интерес для портфельных (спекулятивных) инвесторов на рассматриваемом рынке, но при условии, что инвестор (в данном случае брокер) полностью принимает на себя соответствующие риски, в том числе обусловленные непредсказуемостью отечественного РЦБ и его зависимостью от иностранного спекулятивного капитала и международных финансовых институтов. В этой связи следует иметь в виду, что в рыночно развитых экономиках широкое раскрытие информации об эмитентах ценных бумаг и сделках на организованных РЦБ, а также данных о финансовом состоянии кредитных организаций рассматривается в качестве механизма, позволяющего переложить часть ответственности за принимаемые решения на инвесторов.

Специалисты и представители регулирующих органов справедливо считают, что в целом финансовый рынок России (его устройство и объемы) не соответствуют масштабам экономики, фактическому уровню инвестиций как в финансовый, так и в реальный сектор. Причины этого следующие.

Во-первых, крупный бизнес, как известно, привлекает капитал в основном не на российских, а на зарубежных площадках. К тому же расчеты (платежи) по операциям со многими ценными бумагами, торгуемыми на российском рынке, фактически идут через офшоры, т.е. на самом деле капитал в страну не «заходит», и такая торговля является по сути бесполезной для экономики в целом.

Здесь сказывается влияние структурных особенностей экономики страны. В России в своем развитии вперед ушли прежде всего сырьевые отрасли, именно ориентированные на экспорт. Рынок сбыта этих компаний находится не в собственной стране, а в основном за границей. Поэтому и вся их корпоративная, финансовая политика направлена на внешние рынки. Это приводит к тому, что наиболее хорошо организованные компании сориентированы на международные рынки и стараются работать на международных рынках капитала.

Во-вторых, своеобразна инфраструктура российского фондового рынка. По сути у нас две основные торговые площадки — Российская торговая система (РТС) и ММВБ. Первая была построена в свое время за счет иностранных денег (было вложено около 80 млн долл.) и она устроена таким образом, что обслуживает в основном операции офшорных компаний. Вторая площадка — ММВБ — была построена с помощью государства (не столько финансовой, сколько «направляющей»). Так или иначе в стране существует всего две значимые площадки. Больше никакого капитала в развитие фондового рынка вложено не было.

Разумеется, изменение «лица» финансового рынка будет зависеть от дальнейшего успешного развития экономики. Но даже при этом последнем условии, как полагают авторитетные эксперты, при фактическом уровне открытости российской экономики, при нынешних условиях регулирования рынка и при той его инфраструктуре, которая имеется сегодня, наш внутренний финансовый рынок вряд ли ожидает блестящее будущее.

Открытость экономики предполагает открытость конкуренции, а это означает, что российские компании, другие участники рынка всегда имеют возможность выбирать, где работать и какими инструментами пользоваться. Есть хорошо развитая мировая система, и те, кто способен, старается идти на внешние рынки. Получается, что на внутренних финансовых рынках работают только те, кто не способен выйти на международные. И чтобы преодолеть эту ситуацию, органы государственного управления и регулирования должны проводить активную политику — способствующую прежде всего созданию дружественной, достаточно дешевой инфраструк-туры финансового рынка и снижению рисков его участников. При этом важно учесть, что российский финансовый рынок в его сегодняшнем реальном состоянии — это не та сфера, где можно решить стоящие перед ним проблемы одними только чисто рыночными механизмами (конкуренция и др.).


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я