Основные параметры денежно-кредитной политики на 2001 год
Основные параметры денежно-кредитной политики рассчитаны с учетом прогнозов социально-экономического развития страны и параметров, предусмотренных в проекте Федерального бюджета на 2001 год, подготовленных Правительством Российской Федерации.При формировании бюджета выбирается наиболее вероятное сочетание показателей в виде их точечных значений с целью проектирования реалистичного бюджета на предстоящий год. Макроэкономический прогноз Банка России допускает более широкий интервал прогнозных значений основных макроэкономических показателей, поскольку центральный банк обязан предусмотреть возможный диапазон параметров развития экономики, чтобы иметь возможность гибко реагировать на изменения внутренней и внешней экономической конъюнктуры в течение года. При этом важным принципом денежно-кредитной политики на ближайшие годы, пока инфляция не достигла низкого уровня и значительно превышает соответствующие показатели стран - основных торговых партнеров России, Банк России считает неуклонное постепенное снижение годовой инфляции, то есть каждый год целевые показатели по инфляции должны быть ниже ее фактического значения в предыдущем году. Низкая и стабильная инфляция является необходимым условием для здорового, сбалансированного, долгосрочного экономического роста.
На фоне ценовой стабильности деловые круги могут с большей эффективностью полагаться на сигналы, подаваемые рынком, с целью формирования бизнес-планов, расширения деятельности, развития новых технологий. Низкая инфляция снижает риски долгосрочных сбережений и инвестиций, позволяет поддерживать сбалансированность между инвестициями и потреблением. В этих условиях появляется возможность наращивания более высокими темпами реальных доходов населения и обеспечения роста его благосостояния. Кроме того, только при стабильно низкой инфляции возможно устойчивое повышение монетизации экономики.
В то же время выбор темпа снижения инфляции требует очень осторожного подхода. Банк России считает оптимальным снижение инфляции до такого уровня, достижение которого монетарными методами не будет препятствовать сбалансированному сочетанию максимально возможного экономического роста, повышения реальных доходов населения, осуществления инвестиций в объемах, необходимых для поддержания устойчивых темпов экономического роста и в последующие годы.
Такой подход к формированию основной цели единой государственной денежно-кредитной политики на ближайшие годы предусмотрен «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». В соответствии с этим документом конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для устойчивого экономического роста. Конкретное сочетание параметров инфляции и экономического роста ежегодно должно определяться в рамках общегосударственной экономической программы с учетом изменения внутренних и внешних факторов развития экономики. При этом, как показывает анализ преодоления высокой инфляции в других странах, именно плавность и постепенность этого процесса при режиме плавающего валютного курса дает наилучшие результаты, минимизируя стоимость дезинфляционных мер для экономики. В этом проявляется последовательность денежно-кредитной политики, которая должна учитывать процесс адаптации экономических агентов и их ожиданий к более низкой инфляции, способствовать закреплению всех позитивных тенденций в экономике, сложившихся в предыдущие годы, и быть адекватной задачам обеспечения динамичного экономического роста.
Банк России в 2001 году будет проводить политику, направленную на снижение инфляции до уровня 12 - 14 % за год (декабрь к декабрю).
Этому будут способствовать параметры проекта федерального бюджета на 2001 год, реализация намеченных мер по повышению эффективности бюджетной системы и снижению государственного долга. Учитывая высокую долю нерыночного государственного долга в активах Банка России, достижение поставленной цели по инфляции будет определяться в том числе и степенью погашения или реструктуризации на рыночных условиях этого долга перед Банком России.
Такому значению инфляции соответствует прирост объема ВВП около 4 — 5%.
В 2001 году Банк России не предполагает менять режим валютного курса. В условиях сохранения режима плавающего валютного курса рубля и накопления Банком России золотовалютных резервов при сильном платежном балансе посредством покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке важным элементом денежно-кредитной политики является воздействие на денежную массу путем контроля за денежным предложением со стороны Банка России.
Однако эффективность метода денежного таргетирования снижается в силу того, что по мере замедления инфляционных процессов происходит ослабление связи между ростом денежной массы и инфляцией, фактические данные о динамике показателей инфляции и денежной массы за последние три года свидетельствуют о сохранении значительной роли структурных факторов в развитии инфляционных процессов, нарушается стабильность скорости реакции экономики на сигналы органов денежно-кредитного регулирования.
Поскольку роль денежных агрегатов в анализе и управлении инфляционными процессами в последнее время снижается, то при проведении денежно-кредитной политики на современном этапе возрастает роль анализа целого комплекса макроэкономических индикаторов.
Эти соображения, а также высокая степень вероятности сохранения тенденций предыдущих лет, практика проведения денежно-кредитной политики в 2000 году предопределяют целесообразность проведения в 2001 году денежно-кредитной политики с использованием элементов механизма целевой инфляции. Банк России определяет ориентир по темпам роста денежной массы, рассматривает его как один из важнейших индикаторов проведения денежно-кредитной политики.
При осуществлении конкретных действий Банк России, как и в текущем году, будет опираться на анализ всей имеющейся информации о состоянии экономики, включая характеристики торгового баланса, изменения условий торговли и мировых цен, величину золотовалютных резервов, динамику валютного курса, положение с внешним долгом страны, процентные ставки банковского сектора, доходности инструментов финансового рынка, и настроения в обществе, а также на прогнозы изменения факторов, способных серьезным образом повлиять на изменение тенденций в инфляционных процессах, например, изменения в социальной политике, налоговой политике и другие. Опыт текущего и предшествующих лет свидетельствует о реалистичности прогнозных оценок Банком России этих показателей и адекватном их использовании в целях денежно-кредитной политики.
Достижение цели по уровню инфляции сохраняет необходимость анализа и количественной оценки возможного спроса
на деньги в 2001 году, что позволит формировать адекватное этому спросу предложение денег.
В 2001 году будут действовать факторы, способствующие дальнейшему росту спроса на деньги. Среди них можно выделить такие, как:
• проводимая государством политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли доходов
домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы накопления в денежных доходах населения;
• сокращение уровня налогов, определяемое введением с 01.01.2001 новой редакции второй части Налогового
кодекса Российской Федерации, которое может привести к росту располагаемых доходов юридических и физических лиц;
• бездефицитность федерального бюджета;
• рост спроса на рублевые активы в условиях дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при
сохранении сильного платежного баланса;
• повышение доли денежных расчетов в экономике.
В 2000 году достигнута положительная тенденция снижения скорости обращения денег. Этому процессу способствовали осторожная и взвешенная политика Банка России на денежном и валютном рынках, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов предприятий и населения, что сопровождалось не только ростом остатков на текущих и расчетных банковских счетах, но и позитивной тенденцией к увеличению срочных вкладов и депозитов. Однако степень доверия к банковской системе полностью не восстановлена, а рост доходов населения не достиг того уровня, при котором возможен рост личных сбережений в существенных объемах. У экономических агентов все еще сохраняются инфляционные ожидания и неуверенность в необратимости позитивных экономических процессов, высока неопределенность в своих как текущих, так и перспективных предпочтениях. Все это сдерживает дальнейшее более существенное снижение скорости обращения денег. В то же время поведение скорости обращения денег и денежного мультипликатора содержит большую степень неопределенности и неподвластно прямому директивному воздействию со стороны органов денежно-кредитного регулирования. В основе динамики обоих показателей в желаемом направлении прежде всего лежит принятие Правительством Российской Федерации и законодательными органами страны структурных и институциональных мер, способствующих улучшению структуры денежной массы и снижению всех видов рисков.
В соответствии с макроэкономическими целями денежный агрегат М2 в 2001 году может увеличиться на 27 - 34 % Денежная масса по-прежнему будет являться одним из важнейших индикаторов в целой системе используемых Банком России показателей.
Читайте также: