Системы и методы внутреннего финансового контроля
Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга.Такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:
— фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);
— размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;
— факторное разложение размера отклонения (если
контролируемый показатель поддается количественно
му разложению на отдельные составляющие). Алгоритм
такого разложения должен быть определен и доведен
докаждого исполнителя заранее;
— объяснение причин отрицательных отклонений
по показателю в целом и отдельным его составляющим;
— указание лиц, виновных в отрицательном отклонении
показателя, если это отклонение вызвано внутрен
ними факторами деятельности подразделения.
Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).
г) Определение контрольных периодов по каждому виду
финансового контроллинга и каждой группе контролируе
мых показателей в целом основывается на рекоменда
циях, изложенных в таблице 2.5. Конкретизация конт
рольного периода по видам контроллинга и группам
показателей определяется "срочностью реагирования",
необходимой для эффективного управления финансо
вой деятельностью на данном предприятии. С учетом
этого принципа выделяют:
— недельный (декадный) контрольный отчет;
— месячный контрольный отчет;
— квартальный контрольный отчет.
д) Установление размеров отклонений фактических
результатов контролируемых показателей от установлен
ных стандартов осуществляется как в абсолютных, так
и в относительных показателях. Так как каждый пока
затель содержится в контрольных отчетах исполнителей,
на данной стадии он агрегируется в рамках предприя
тия в целом. При этом по относительным показателям
все отклонения подразделяются на три группы:
— положительное отклонение;
— отрицательное "допустимое" отклонение;
— отрицательное "критическое" отклонение.
Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий "критических" отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия "критического" отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.
е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным "центрам ответственности". В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются "критические" отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому "критическому" отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.
Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.
6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах.
а) "Ничего не предпринимать". Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного
"критического" критерия.
б) "Устранить отклонение". Такая система действий
предусматривает процедуру поиска и реализации резер
вов по обеспечению выполнения целевых, плановых или
нормативных показателей. При этом резервы рассмат
риваются в разрезе различных аспектов финансовой де
ятельности и отдельных финансовых операций. В каче-
в) Изменить систему плановых или нормативных показателей ". Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.
Внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.
Читайте также: