Понятие, функции и роль финансов. Финансово-бюджетная политика
Государство вносит в формирование денежных фондов свои пропорции в виде системы налогов, сборов, процентных ставок., минимального размера оплаты труда, методов амортизационных отчислений и т.д. На правительственном уровне формируется государственный бюджет, в котором также заложены определенные пропорции по различным направлениям экономической, социальной и хозяйственной деятельности,В этом процессе главная задача — правильно установить пропорции между факторами производства: капиталом, производственными ресурсами, трудом. Если они обеспечивают рост ВВП, уровень жизни населения, то можно считать, что финансовые отношения рациональны и распределение средств эффективно.
Сам процесс распределения происходит с помощью финансовых методов и инструментов: планирования, норм, нормативов, тарифных ставок, налоговых ставок, банковских процентов за кредитования и т.д.
Контрольная функция проявляется в процессе движения и использования денежных средств. С помощью финансов государство распределяет общественный продукт в стоимостной форме. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования ВВП и национального дохода.
На предприятии объектом контрольной функции финансов служат финансовые показатели деятельности предприятия, организации, учреждения.
Значение финансов в рыночной экономике России переоценить трудно. Если в административно-директивной экономике роль почти всех экономических категорий была значительно принижена, то на долю финансов выпало особо скромное состояние. Практически ни одно государственное предприятие, даже крупное, не имело своих финансов и самостоятельно не решало финансовые вопросы.
Взяв курс на создание рыночной экономики, государство придало финансам высокозначимую роль в условиях рынка.
В настоящее время система финансовых ресурсов находится в поле зрения не только Правительства РФ, но и любого хозяйствующего субъекта. Проблемы получения прибыли, кредитных ресурсов, инвестирование средств в развитие производства, уплата налоговых платежей находятся в прямой зависимости от состояния финансовой деятельности предприятия. В свою очередь от состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов. Вся хозяйственная деятельность в условиях рынка строится на принципах коммерческого расчета. С другой стороны, рыночная экономика дает свободному предпринимательству простор в выборе сферы деятельности, рынков сбыта, формирование ценовой политики. Однако чтобы коммерческая деятельность была выгодной, предприниматель должен хорошо разбираться не только в проблемах производства, сбыта, ценообразования, но и хорошо владеть финансовым механизмом.
Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как единая строго заданная система, а как динамичная, постоянно развивающаяся совокупность методов и финансовых инструментов.
Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении новых задач, из которых главные — борьба с монополизмом производителя, обеспечение платежеспособности и конкурентоспособности продукции и услуг. В этом направлении любому предприятию может помочь продуманная финансовая политика, стратегическое и текущее планирование.
Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования выручки, прибыли и затрат, денежных средств на счетах в банках, в форме денежных расчетов и платежей.
Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов — это всякая деятельность, направленная на привлечение и вложение финансовых ресурсов, извлечение доходов и осуществление текущих и инвестиционных расходов, цель которых — достижение экономического, социального и потребительского эффекта.
Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с государственными (муниципальными) финансами. Состояние последних во многом зависит от состояния финансов предприятий, поскольку финансы предприятий выступают основным источником налоговых поступлений. Поэтому, выстраивая стратегию долгосрочного экономического роста, государство должно оптимально реагировать и создавать условия для финансового оздоровления предприятий, так как здоровье финансового состояния предприятий, их устойчивая платежеспособность — важнейшие условия для успешного развития экономической системы страны в целом.
В условиях рыночной экономики важна эффективность управления финансовыми ресурсами. От того, насколько своевременно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, покрывают текущие обязательства перед поставщиками, работниками, учредителями и государством, зависит финансовая состоятельность каждого предприятия.
Особенно важно поддерживать постоянную платежеспособность и финансовую устойчивость. Реформирование российской экономики обусловливает большой научно-практический интерес к проблемам финансового оздоровления предпринимательских структур, причем во взаимосвязи с мерами государственного регулирования, финансирования и контроля в этом процессе.
Системный подход к соответствующим экономическим решениям должен состоять в сочетании активной финансовой политики государства с усилиями самих производственных компаний. Это позволит осуществлять регулярный мониторинг и диагностику платежеспособности промышленных предприятий, оздоровление их финансов, обновление основных средств, оптимизацию структуры капитала.
Даже успешные предприятия должны заботиться об укреплении своего финансового «здоровья» с целью дальнейшего развития.
В настоящее время в регулировании экономики со стороны государства важную роль выполняют налоги. Через налоговую систему государство получает доходы в бюджет. С другой стороны, использование налоговых поступлений способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на социальные нужды. Однако высокий уровень налоговых изъятий ограничивает финансовые возможности субъектов предпринимательства, и это ослабляет финансовую деятельность и сдерживает инвестиционные потоки.
Среди финансовых методов, воздействующих на экономику, важнейшими являются: рост объемов выпуска продукции, снижение затрат, моделирование цен, что приводит к увеличению прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия.
В настоящее время предприятие самостоятельно определяет состав и объемы своих денежных фондов. Финансовые работники предприятий и организаций самостоятельно должны разрабатывать свою финансовую стратегию и определять главные приоритеты. Необходимо постоянно воздействовать на состояние устойчивости финансовой системы и разрабатывать мероприятия по устранению возникающих рисков, неплатежеспособности, дебиторской задолжности.
Финансы в условиях рынка обеспечивают равновесие всех рыночных процессов, построенное на компромиссе всех участников воспроизводственного процесса. Влияние государства на финансовые отношения не заканчиваются объемом прямых государственных инвестиций, оно должно создавать такие условия для предпринимательского корпуса, которые обеспечат их различными видами финансовых потоков.
На практике управление финансами, осуществляемое конкретным предприятием, реализуется посредством разработанной финансовой политики, стратегии и тактики. Финансовая политика первична по отношению к стратегии. Политика служит важным компонентом общей экономической стратегии и обеспечивает ее реализацию.
К сожалению, опыт отечественных предприятий показывает, что отношение к выработке финансовой политики у большинства из них чисто формальное. Далеко не всегда правильно и глубоко просчитываются и оцениваются методы ведения бухгалтерского учета, формирование себестоимости, цены и окончательного финансового результата.
Разработка финансовой политики имеет, прежде всего, практическое значение для российских предприятий, так как напрямую влияет на прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость.
Сегодня есть положительные сдвиги, мы строим цивилизованную рыночную экономику уже 12 лет, но уступаем в сроках продвижения и объемах ВВП Польше, Чехии, Китаю, Южной Корее.
В реализации финансовой политики государства и конкретного предприятия огромную роль играют профессиональные финансисты. В настоящее время по специальностям «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент», «Финансы предприятия» готовят специалистов с высшим образованием около тысячи вузов, в том числе более 600 государственных.
Финансово-бюджетная политика — это основа экономического и социального развития любого государства.
Под финансово-бюджетной политикой понимается совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансов, производства, торговли, налоговых доходов, оптимальности затрат и доходов, обеспечивающих рост уровня жизни общества.
Можно утверждать, что наличие серьезных экономических кризисов в стране и в конкретных предприятиях и организациях коммерческой направленности во многом зависит от умения и компетентности самих руководителей. Но далеко не во всем их вина.
Начиная с 1992 г. можно проследить, что комплексная и целенаправленная политика в России отсутствует. Даже те отдельные программы, которые принимались Правительством РФ в середине 1990-х гг., никогда не доводились до конца.
Финансовая политика включает цели, величину ресурсов для их реализации, пути достижения и конкретные меры. Следует понимать, что в целом финансовая политика включает такие направления, как антимонополизм, бюджет, налоги, цены, кредит, страхование, национальную валюту и т.д.
Читайте также: