Понятие, функции и роль финансов. Финансово-бюджетная политика

Государство вносит в формирование денежных фондов свои про­порции в виде системы налогов, сборов, процентных ставок., мини­мального размера оплаты труда, методов амортизационных отчисле­ний и т.д. На правительственном уровне формируется государственный бюджет, в котором также заложены определенные пропорции по раз­личным направлениям экономической, социальной и хозяйственной деятельности,

В этом процессе главная задача — правильно установить пропор­ции между факторами производства: капиталом, производственными ресурсами, трудом. Если они обеспечивают рост ВВП, уровень жизни населения, то можно считать, что финансовые отношения рациональ­ны и распределение средств эффективно.

Сам процесс распределения происходит с помощью финансовых методов и инструментов: планирования, норм, нормативов, тариф­ных ставок, налоговых ставок, банковских процентов за кредитова­ния и т.д.

Контрольная функция проявляется в процессе движения и исполь­зования денежных средств. С помощью финансов государство распре­деляет общественный продукт в стоимостной форме. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением сто­имостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расши­ренного воспроизводства. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования ВВП и националь­ного дохода.

На предприятии объектом контрольной функции финансов служат финансовые показатели деятельности предприятия, организации, уч­реждения.

Значение финансов в рыночной экономике России переоценить  трудно. Если в административно-директивной экономике роль почти всех экономических категорий была значительно принижена, то на долю финансов выпало особо скромное состояние. Практически ни одно государственное предприятие, даже крупное, не имело своих финансов и самостоятельно не решало финансовые вопросы.

Взяв курс на создание рыночной экономики, государство придало финансам высокозначимую роль в условиях рынка.

В настоящее время система финансовых ресурсов находится в поле зрения не только Правительства РФ, но и любого хозяйствующего субъекта. Проблемы получения прибыли, кредитных ресурсов, ин­вестирование средств в развитие производства, уплата налоговых платежей находятся в прямой зависимости от состояния финансо­вой деятельности предприятия. В свою очередь от состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денеж­ных фондов. Вся хозяйственная деятельность в условиях рынка стро­ится на принципах коммерческого расчета. С другой стороны, ры­ночная экономика дает свободному предпринимательству простор в выборе сферы деятельности, рынков сбыта, формирование цено­вой политики. Однако чтобы коммерческая деятельность была вы­годной, предприниматель должен хорошо разбираться не только в проблемах производства, сбыта, ценообразования, но и хорошо вла­деть финансовым механизмом.

Реальный механизм финансового воздействия на экономику про­является не как единая строго заданная система, а как динамичная, постоянно развивающаяся совокупность методов и финансовых ин­струментов.

Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в реше­нии новых задач, из которых главные — борьба с монополизмом про­изводителя, обеспечение платежеспособности и конкурентоспособно­сти продукции и услуг. В этом направлении любому предприятию может помочь продуманная финансовая политика, стратегическое и текущее планирование.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных от­ношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования выручки, прибыли и затрат, денежных средств на счетах в банках, в форме денежных расчетов и платежей.

Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов — это всякая деятельность, направленная на привлечение и вложение финансовых ресурсов, извлечение доходов и осуществление текущих и инвестици­онных расходов, цель которых — достижение экономического, соци­ального и потребительского эффекта.

Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с государственными (муниципальными) финансами. Состояние последних во многом за­висит от состояния финансов предприятий, поскольку финансы пред­приятий выступают основным источником налоговых поступлений. Поэтому, выстраивая стратегию долгосрочного экономического рос­та, государство должно оптимально реагировать и создавать условия для финансового оздоровления предприятий, так как здоровье финан­сового состояния предприятий, их устойчивая платежеспособность — важнейшие условия для успешного развития экономической системы страны в целом.

В условиях рыночной экономики важна эффективность управле­ния финансовыми ресурсами. От того, насколько своевременно и це­лесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, покрывают текущие обязательства перед поставщиками, работника­ми, учредителями и государством, зависит финансовая состоятельность каждого предприятия.

Особенно важно поддерживать постоянную платежеспособность и финансовую устойчивость. Реформирование российской экономики обусловливает большой научно-практический интерес к проблемам финансового оздоровления предпринимательских структур, причем во взаимосвязи с мерами государственного регулирования, финансиро­вания и контроля в этом процессе.

Системный подход к соответствующим экономическим решениям должен состоять в сочетании активной финансовой политики госу­дарства с усилиями самих производственных компаний. Это позволит осуществлять регулярный мониторинг и диагностику платежеспособ­ности промышленных предприятий, оздоровление их финансов, об­новление основных средств, оптимизацию структуры капитала.

Даже успешные предприятия должны заботиться об укреплении своего финансового «здоровья» с целью дальнейшего развития.

В настоящее время в регулировании экономики со стороны госу­дарства важную роль выполняют налоги. Через налоговую систему го­сударство получает доходы в бюджет. С другой стороны, использова­ние налоговых поступлений способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на социальные нужды. Одна­ко высокий уровень налоговых изъятий ограничивает финансовые воз­можности субъектов предпринимательства, и это ослабляет финансо­вую деятельность и сдерживает инвестиционные потоки.
    Среди финансовых методов, воздействующих на экономику, важ­нейшими являются: рост объемов выпуска продукции, снижение за­трат, моделирование цен, что приводит к увеличению прибыли, ос­тавляемой в распоряжении предприятия.

В настоящее время предприятие самостоятельно определяет состав и объемы своих денежных фондов. Финансовые работники предприя­тий и организаций самостоятельно должны разрабатывать свою фи­нансовую стратегию и определять главные приоритеты. Необходимо постоянно воздействовать на состояние устойчивости финансовой си­стемы и разрабатывать мероприятия по устранению возникающих рис­ков, неплатежеспособности, дебиторской задолжности.

Финансы в условиях рынка обеспечивают равновесие всех рыночных процессов, построенное на компромиссе всех участников воспроизвод­ственного процесса. Влияние государства на финансовые отношения не заканчиваются объемом прямых государственных инвестиций, оно должно создавать такие условия для предпринимательского корпуса, которые обеспечат их различными видами финансовых потоков.

На практике управление финансами, осуществляемое конкретным предприятием, реализуется посредством разработанной финансовой политики, стратегии и тактики. Финансовая политика первична по от­ношению к стратегии. Политика служит важным компонентом общей экономической стратегии и обеспечивает ее реализацию.

К сожалению, опыт отечественных предприятий показывает, что от­ношение к выработке финансовой политики у большинства из них чи­сто формальное. Далеко не всегда правильно и глубоко просчитывают­ся и оцениваются методы ведения бухгалтерского учета, формирование себестоимости, цены и окончательного финансового результата.

Разработка финансовой политики имеет, прежде всего, практиче­ское значение для российских предприятий, так как напрямую влияет на прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость.

Сегодня есть положительные сдвиги, мы строим цивилизованную рыночную экономику уже 12 лет, но уступаем в сроках продвижения и объемах ВВП Польше, Чехии, Китаю, Южной Корее.

В реализации финансовой политики государства и конкретного предприятия огромную роль играют профессиональные финансисты. В настоящее время по специальностям «Финансы и кредит», «Финан­совый менеджмент», «Финансы предприятия» готовят специалистов с высшим образованием около тысячи вузов, в том числе более 600 го­сударственных.

Финансово-бюджетная политика — это основа экономического и социального развития любого государства.

Под финансово-бюджетной политикой понимается совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансов, производства, торговли, налоговых доходов, оптимальности затрат и доходов, обес­печивающих рост уровня жизни общества.

Можно утверждать, что наличие серьезных экономических кризи­сов в стране и в конкретных предприятиях и организациях коммер­ческой направленности во многом зависит от умения и компетентно­сти самих руководителей. Но далеко не во всем их вина.

Начиная с 1992 г. можно проследить, что комплексная и целена­правленная политика в России отсутствует. Даже те отдельные про­граммы, которые принимались Правительством РФ в середине 1990-х гг., никогда не доводились до конца.

Финансовая политика включает цели, величину ресурсов для их реализации, пути достижения и конкретные меры. Следует понимать, что в целом финансовая политика включает такие направления, как антимонополизм, бюджет, налоги, цены, кредит, страхование, нацио­нальную валюту и т.д.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я