Принципы организации безналичных расчетов
Функция денег как средства обращения и платежей предполагает наличие купли-продажи в момент совершения хозяйственной сделки. Наличное денежное обращение осуществляется с помощью разменных монет, бумажных денег (казначейских билетов) и банкнот (банковских билетов). Однако наличные деньги — это исторически уходящая функция расчетов, уступающая место безналичным денежным расчетам.Наличные и безналичные денежные расчеты тесно связаны между собой, но на сегодняшний период наличный оборот в большинстве развитых стран составляет от 10 до 25 %. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку имеют место ускорение движения денежных средств, ускорение оборачиваемости оборотного капитала и экономия на издержках обращения.
Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций. Финансовые ресурсы предприятия находятся в постоянном движении. Управление этим движением и составит одну из главных функций финансового менеджмента. Этот процесс тесно связан с ускорением расчетов и наличием денежных масс в обращении. Способы воздействия на величину и динамику денежных потоков тесно связаны с системой расчетов и их формами.
Денежные средства предприятий, организаций и учреждений в соответствии с законодательством подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой определяется лимитами, установленными банками по согласованию с руководителями предприятий. В кассах предприятий также могут храниться наличные деньги в пределах установленных лимитов.
Все безналичные расчеты проводятся кредитными учреждениями, главными из которых являются банки. Все участники расчетов заключают с банками договора на их обслуживание. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитного расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям). Сведения о банковских счетах и операциях по ним банк хранит в тайне.
Наиболее распространенный вид банковских счетов — расчетный счет. Он открывается предприятием, которое имеет статус юридического лица. Открытие расчетного счета сопровождается предоставлением клиентом ряда документов: заявления; сведения о государственной регистрации предприятия; копии учредительного договора о создании предприятия и его устава; документов о подтверждении полномочий директора предприятия и его главного бухгалтера; справок от налоговой инспекции, пенсионного фонда, статистических учреждений.
Организации и учреждения, не имеющие статус юридического лица и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, открывают в банках текущие счета. Это общественные и бюджетные организации, у которых все операции по текущему счету регламентируются.
Расчеты платежными поручениями составляют основную долю безналичных расчетов. Они представляют собой расчетные документы, содержащие требование покупателя к продавцу оплатить на основании направленных ему письменных распоряжений определенные суммы с его счета на счет получателя средств.
Поручение составляется на специальном бланке и содержит все необходимые для совершения платежа реквизиты. Поручение представляется в банк в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр остается в банке плательщика и используется для списания средств с его счета; второй экземпляр платежного поручения отсылается в банк получателя средств, где на основании этих документов происходят платежные операции. Поручения принимаются от плательщиков к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочные, досрочные и отсроченные.
Срочные платежи совершаются в следующих случаях: авансовый платеж; платеж после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках.
Расчет платежными поручениями осуществляется по такой схеме:
1) покупатель представляет в банк платежное поручение в пяти экземплярах и получает назад четыре экземпляра в качестве расписки банка;
2) банк, обслуживающий покупателя, на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя;
3) банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения;
4) банк продавца на основе второго экземпляра платежного поручения зачисляет денежные средства на счет продавца;
5) банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.
Платежные требования-поручения представляет собой расчетные документы, содержащие требование продавца к покупателю оплатить на основании расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленного по договору товара (выполненных работ, оказанных услуг).
Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает данный документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной им суммы на расчетный счет продавца. Таким образом, платежное требование-поручение — форма оплаты покупателя продавцу на основании расчетных и отгрузочных документов на поставленную продукцию.
Расчет платежными требованиями-поручениями совершается по следующей схеме:
1) отгрузка продукции продавцом;
2) передача платежного требования-поручения вместе с отгрузочными документами в банк, обслуживающий покупателя;
3) помещение отгрузочных документов в картотеку № 1 в банке, обслуживающем покупателя;
4) передача платежного требования-поручения покупателю;
5) оформление покупателем платежного требования-поручения и передача его в банк. Банк принимает его только при наличии средств на счете покупателя;
6) передача покупателю отгрузочных документов;
7) банк покупателя списывает сумму оплаты со счета покупателя;
8) банк покупателя направляет в банк, обслуживающий продавца, платежные требования-поручения;
9) банк продавца зачисляет сумму оплаты на счет продавца;
10) банки выдают своим клиентам выписки из расчетного счета.
Использование чеков определено Положением о чеках, введенным постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. № 2349-1. Чек является ценной бумагой. Бланки чеков считаются бланками строгой отчетности. Для расчетов применяются только чеки, имеющие на лицевой стороне обозначение «Россия». Расчеты чеками пока занимают скромное место в системе платежей, так как предполагают высокую степень надежности и обязательности. Для оплаты товаров и услуг они применяются только на территории России физическими и юридическими лицами.
Расчетные чеки имеют полную гарантию своевременной оплаты. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:
1) средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;
2) средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше сум
мы, гарантированной банком.
Вместе с чеками банк выдает клиенту чековую карточку и идентифицирует чекодателя по каждому выданному чеку. Карточка содержит наименование банка и его адрес; номер карточки; имя хозяйствующего субъекта; подпись, номер счета и паспортные данные чекодателя. На оборотной стороне чека указывается предельная сумма, на которую может быть выписан чек. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней со дня его выдачи. Схема документооборота при расчетах чеками следующая:
1) передача в банк заявления на получение чеков одновременно с платежным поручением на депонирование средств на отдельном счете для расчетов чеками;
2) списание средств с расчетного счета плательщика и зачисление их на отдельный счет для расчета чеками;
3) выдача плательщику чистых бланков чеков вместе с чековой книжкой;
4) сообщение в РКЦ о депонировании средств для оплаты чеками;
5) списание депонированных средств с корреспондентского счета банка плательщика и зачисление их на специальный счет в РКЦ;
6) передача товара покупателю-плательщику;
7) выписка чека плательщиком-чекодателем и вручение его поставщику одновременно с получением товара;
8) передача чеков чекодержателем в банк на инкассо при реестре;
9) передача чеков с реестром в РКЦ;
10) списывание сумм по чекам специального счета банка плательщика, на котором были депонированы средства и зачисление их на корреспондентский счет банка поставщика;
11) пересылка в банк поставщика реестра чеков;
12) зачисление средств на расчетный счет поставщика.
В настоящее время на территории Российской Федерации сокращается применение в качестве расчетов за товары (услуги) чеков из Лимитированных чековых книжек. Клиент, получив чек из лимитированной чековой книжки, передает его в свой банк на инкассо. Банк чекодержателя почтой пересылает его в банк чекодателя. Последний списывает сумму по чеку со счета чекодателя и через систему РКЦ переводит ее на расчетный счет чекодателя в его банк.
Аккредитивная форма расчетов обеспечивает прежде всего интересы продавца. Аккредитив определяется как денежное обязательство банка, открывшего аккредитив производить платеж поставщику при выполнении им своих обязательств. Аккредитив выступает самостоятельной сделкой между банками и клиентом-плательщиком.
В безналичных расчетах применяются различные аккредитивы:
1) денежные — выплаты, которые не обусловлены представлением коммерческих документов;
Читайте также:
Страницы: 1 2